Ви є тут

Теоретические проблемы стиля в джазовой музыке

Автор: 
Коваленко Олег Николаевич
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1997
Кількість сторінок: 
204
Артикул:
1000173186
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................. 3
Глава 1. Категория стиля в современном искусствознании ............. 10
§1. Общие проблемы теории стиля в науке об искусстве.
Стиль как проблема музыкознания............................. 11
§2. Аналитические подходы к изучению джазового стиля .... 30
Глава 2. Процесс стилеобразования в джазе................................ 47
§ 1. У истоков джаза: язык и жанровые модели........................ 50
§2. Стилистика классического джаза.................................. 70
§3. Оркестровый Свинг 30- 40-х гг.: язык, приемы,
стилистика....................................................... 96
Глава 3. Авторский стиль в джазе....................................... 111
§ 1 Авторский стиль как методологическая проблема.................. 111
§2. Грамматика индивидуального стиля: Телониус Монк,
Оскар Питерсон................................................. 120
Заключение............................................................. 143
Список литературы ..................................................... 147
Приложение............................................................. 160
3
ВВЕДЕНИЕ
Джаз представляет несомненно одно из самых значительных и самобытных явлений в музыке XX века. Совмещение в нем разных исторически сложившихся форм музыкального творчества - устного и письменного, фольклорного и профессионального, разнообразные пересечения многих национальных традиций, школ, направлений, порождают споры среди исследователей о «подлинности», отличительных качествах, сущности, роли и месте этого искусства в музыкальной культуре XX века. Не утихают аксиологические дискуссии о том, к какого рода музыке следует относить джаз, в какой степени он близок к «высокой», «академической» классике и популярной, развлекательной музыке, какова мера усвоения джазом черт серьезного, профессионального, элитарного и демократического искусства. И сегодня, на исходе XX века, не теряет актуальности проблема научного определения джаза. Что это: автономная национальная музыкальная культура, или стилевой пласт в рамках европейского музыкального искусства?
Поиск ответов на эти и другие вопросы естественным образом наталкивают на обращение к фундаментальной музыковедческой категории с т и л я, к понятию, отражающему отличительное качество музыкальных явлений определенного круга художников или отдельной творческой индивидуальности. Теоретическое осмысление проблемы джазового стиля позволит выйти на такой уровень моделирующего описания, который сможет облегчить постижение сути джаза, законов его функционирования и развития. Так сформировалась идея настоящего исследования.
Теоретическая проблема работы порождена ситуацией, сложившейся сегодня в связи с изучением джазового стиля. Ее разработка
19
стиль идентифицируется с манерой исполнения и носит территориальный оттенок (17, 22, 70).
Если попытаться кратко охарактеризовать путь, который в истории музыкального искусства прошло понимание стиля, то картина, по наблюдениям ряда исследователей (65; 79, с. 7- 48; 111, с. 5-23), будет следующей. В античной Греции понятие стиля подразумеваю совокупность регламентируемых закономерностей. В эпоху Возрождения оно стало принимать уже индивидуальное начало, и под стилем подразумевался комплекс особенностей, отличающий одни художественные явления от других. Вплоть до эпохи Просвещения термин “стиль” не имел единой трактовки и его связывали то с манерой исполнения, то с жанровыми разновидностями в музыке, то со спецификой ее эмоционального содержания. Общим для всех интерпретаций понимания стиля в XVIII веке было представление о нем как «отличительном характере композиции или исполнения» (Руссо).
Трактовка стиля в XIX веке приобретает историческую направленность. Стилем стали называть отдельные эпохи, периоды творчества композиторов, национальные особенности музыки.
Можно сказать, что понимание стиля как проявление особенностей художественно-творческого мышления, характерное для этого периода, обнаруживается и в трактовке стиля в начале XX столетия (147). Неоднократно в своей публицистической и критической деятельности обращался к категории стиля Б. В.Асафьев. И, хотя развернутых работ специально посвященных этой теме, у Асафьева нет, многие страницы его исследования «Музыкальная форма как процесс» свидетельствуют о серьезных поисках в этой области (5). В одной из работ Б. В. Асафьев дает следующее определение стиля: «Стиль я не мыслю только как некоторое постоянство средств выражения и технической манеры, но как постоянство музыкально-
20
интонационного почерка эпохи, народа и личного композиторского, что обусловливает характерные повторяющиеся черты музыки как живого языка, на основании которого мы восклицаем при восприятии: «Вот Глинка, вот Чайковский!...» (6, с. 14- 15).
Исследование музыкальных стилей прошедших исторических эпох стало одной их важнейших познавательных целей для музыкальных исследователей начала XX века. Труд Г. Адлера «Der Stil in der Musik» (149) стал началом расцвета анализа стиля в области исторического музыкознания.
Проблема стиля находится в центре эстетических и идеологических дискуссий в современном музыкознании. В связи с постановкой проблемы музыкального стиля в работах последних десятилетий наметилось несколько методов исследования. К ним относятся музыкально-аналитический, музыкально-исторический, информационный и семиотический подходы. Феномен стиля обсуждается в контекстах различных проблем. С одной стороны, он возник в контексте проблем музыкального творчества, музыкального мышления, мировоззрения, мироощущения, с другой - проблем формы, музыкального языка. Все более настойчиво утверждается, особенно в последние годы, отношение к стилю в музыке как единому целому, как к системе, компонентами которой являются стилистика и стилевые средства - с одной стороны, мировоззрение и художественный метод - с другой.
К настоящему времени можно говорить о достаточной разработанности теории стиля в музыкознании. Об этом свидетельствуют такие значительные труды, как монографии С.С.Скребкова «Художественные принципы музыкальных стилей» (109) и М.К.Михайлова «Стиль в музыке» (79), а также статьи Л. Н. Сохора (112- 114), Ю. К. Евдокимовой и Е. В. Назайкинского (38), В. В. Ме-душевского (72- 74).