Ви є тут

Нотные рукописи А.К. Глазунова : Опыт текстологического исследования

Автор: 
Фатыхова Эльвира Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274197
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Проблемы терминологии, типологии и датировки нотных рукописей
1.1. Общие проблемы отечественной текстологии
1.2. Отечественная музыкальная текстология в XX веке Глава 2. Методы текстологического изучения нотных рукописей А. К. Глазунова
2.1. Исторические методы исследования
2.2. Типологические методы исследования
2.3. Палеографические методы исследования
Глава 3. Нотные рукописи А. К. Глазунова: текстологическое описание
3.1. Рукописи раннего периода творчества (1875-1884)
3.2. Рукописи периода творческих исканий (1885-1895)
3.3. Рукописи зрелого периода творчества (1896-1907)
3.4. Рукописи позднего периода творчества (1910-1932)
Глава 4. Отражение творческого процесса в нотных рукописях
А. К. Глазунова
4.1. Особенности графики, атрибуции и датировки
4.2. Наблюдения за творческим процессом в предварительных текстах
4.3. Методы работы в предварительных текстах в годы ученичества и творческой зрелости
4.4. Методы работы в окончательных текстах
4.5. Учебные работы как тип рукописей
4.6. Методы работы над переложениями и обработками произведений других авторов
4.7.0 творческой работе композитора
11
19
51
58
63
78
120
152
175
200
208
214
219
220 222
223
3
Заключение 244
Список использованной литературы 247
Список сокращений 263
Приложения •
1. Факсимиле автографа Сонаты e-moll, op. 75 для фортепиано 264
2. Указатсльнотныхрукописей Л. К. Глазунова ; 314
ли она документы-«спутники», какая задача решена в данной рукописи, какой этап она фиксировала на пути становления замысла в окончательном виде» - определяет Вайдман главные задачи при изучении разных типов рукописей5.
Конечный результат исследования рукописей видится автору в расшифровке документов, или в интерпретации записей композитора с комментариями с дальнейшей факсимильной публикацией эскизов сочинений Чайковского в составе нового Полного собрания сочинений.
Указанная работа П. Е. Вайдман подводит итог многолетним поискам автора в области типологизации, систематизации, расшифровки и интерпретации всех рукописных источников и сопутствующих им документов.
Традиционной системы типологизации автографов придерживается Ю. В. Васильев в диссертации «Становление художественного текста в творчестве П. И. Чайковского (на материале рукописей произведений 90-х годов)». Он делит рукописи на два основных типа: черновые и беловые5*. К черновикам Васильев относит наброски - «краткие нотные записи, выполненные в очень сжатой манере, а также их более полные варианты -эскизы»55. Исследователь конкретизирует понятие черновика следующим образом: «Черновиком композитора необходимо считать и черновую рукопись - развернутый по горизонтали текст всего произведения, записанный, однако, автором «для себя»: почти без традиционных исполнительских пояснений (штрихов, динамики, нюансировки). Кроме того, при создании оркестрового сочинения изложение в черновой рукописи заметно сокращено и по вертикали - вся будущая партитура уме^.щается на
53 Там же. С. 13.
54 Васильев 10. В. Становление художественного текста в творчестве П. И. Чайковского
(на материале рукописен произведений 90-х годов). Дисс... канд. искусствоведения. Л., 1986. С. 13.
двух или трехстрочных нотных системах»56. В свою очередь, в черновых рукописях Васильев выделяет самый ранний временной слой -первоначальную запись, и более поздние слои, обозначаемые им как слои просмотров, или просто просмотры51.
#
Основываясь на особенностях композиторского письма Чайковского, Васильев отмечает процесс перехода от черновой рукописи к партитуре в результате нового просмотра композитором черновика. Первоначальный этап записи партитуры, в котором отсутствуют динамические, темповые, штриховые обозначения, автор называет получерновым-полубеловым видом, который при дальнейших просмотрах партитуры превращается в беловой.
Таким образом, мы можем представить типологическую схему, выработанную Васильевым для систематизации рукописей Чайковского, в основу которой положена динамика творческого процесса композитора:
• черновые - первоначальная запись, слои просмотров;
• беловые (партитуры) - получерновой-полубеловой вид, дальнейшие просмотры.
Сходный принцип деления рукописей на типы применен в диссертации
Н. Ф. Фирсовой «Нотные автографы раннего творчества А. П. Бородина
_ го
(Опыт текстологического исследования)» . Фирсова делит рукописи на черновые, относящиеся к начальным стадиям работы над произведением, и беловые, в которых отражен итог творческих исканий композитора. На основе этого деления автор выделяет две контрастные типологические группы. Первую «рабочую» группу составляют наброски, эскизы и черновики, вторую - беловики. Критерием дифференциации типов в первой группе для исследователя является масштаб и полнота записанного в рукописи нотного текста.
56 Там же.
57 Там же. С. 98.
58 Фирсова Н. Ф. Нотные автографы раннего творчества А.- П. Бородина (опыт текстологического исследования). Днсс... канд. искусствоведения. СПб., 2000.