ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................. 3
Глава I. Творческая личность Н. Черепнина
в художественной атмосфере Петербурга (1890-1918 г.)............... 18
Вводные замечания..................................................... 18
I Управления творческой деятельности............................... 21
Композиторское творчество в контакте со стилевыми течениями времени.............................................................. 33
Глава II. Камерная вокальная лирика и символизм...................... 48
Вводные замечания.................................................... 48
Романсы в контексте истории жанра.................................... 50
Вокальная лирика и образы новой поэзии................................ 63
Глава III. Балетное творчество в зеркале «Мира искусства»............ 83
Вводные замечания.................................................... 83
Балеты петербургского периода в свете эволюции жанра.................. 85
Принципы нового балетного театра................................... 100
Заключение........................................................... 123
Библиографический список............................................. 129
Нотные примеры....................................................... 147
ВВЕДЕНИЕ
В музыкальной культуре своего времени Николай Николаевич Череп-нин занимал весьма заметное место. Имя композитора навсегда вписано в историю знаменитых «Русских сезонов», открытых в 1909 году его балетом «Павильон Армиды». Яркий след оставила музыка мастера и в других жанрах; высоко ценилась современниками вся его многогранная деятельность. Известный композитор и дирижер, выдающийся педагог, талантливый концертмейстер, крупный музыкально-общественный деятель, редактор - Н. Че-репнин причастен важным и знаменательным культурным событиям. Авторитетные деятели культуры Б. Асафьев, А. Оссовский, В. Светлов, Л. Сабанеев, называют его в числе ведущих «даровитых и блестящих» русских композиторов, его имя упоминается в одном ряду с П. Чайковским и А. Глазуновым, С. Рахманиновым, С. Прокофьевым [151, 204].
На сегодняшний день, личность и творчество Н. Черспнина практически не изучены и незаслуженно забыты. Композитора постигла участь многих худож ни ков-эм и фантов, вклад которых был искусственно вычеркнут из русской культуры советским искусствознанием. Чрезвычайно редко звучат и не переиздаются его сочинения, в исследовательской литературе мало освещена творческая деятельность, наследие композитора. Между тем, это далеко не соответствует тому положению, которое занимал Н. Черепнин в музыкальной жизни своего времени - композитор, чьим сочинением открывались «Русские сезоны» в Париже, заслуживает более пристального внимания.
Сейчас, когда творчество Н. Черепнина полузабыто, трудно представить, что в свое время его музыка была очень популярна. Современники считали Н. Черепнина одним из наиболее прогрессивных российских деятелей, открытых новаторским идеям. Важными в этом смысле являются слова ученика мастера - С. Прокофьева: «Среди моих преподавателей Черепнин был самый живой и интересный музыкант»; «От Черепнина я получил очень много...»[137, 338; 412].
3
В первом разделе «Балеты петербургского периода в свете эволюции жанра» творчество композитора рассмотрено как важное связующее звено между «старым» и «новым».
Во втором - «Принципы нового балетного театра» - выявлены новаторские искания композитора, обусловленные воздействием символизма и модерна. Раскрыты образный мир сочинений, особенности композиционного решения, новые приемы работы с материалом.
В Заключении подводятся итоги исследования.
17
ГЛАВА I
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ Н ЧЕРЕПНИНА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ А ТМОСФЕРЕ ПЕТЕРБУРГА (1890-1918 г.)
Вводные замечания
Н. Черепнин - яркий пример художника, в творчестве которого органично соединились сложившиеся традиции классической русской школы и модернистские устремления. Будучи учеником Ы. Римского-Корсакова и воспитанный на идеях «кучкизма», композитор вполне мог бы стать традиционалистом, как Н. Метнер и М. Штейнберг. Однако творческие искания Черепнина чутко откликаются на новейшие тенденции времени - веяния французского импрессионизма, символизма, модерна, авангарда.
Творческая фигура Н. Черепнина поражает многогранностью, при этом и другие виды его деятельности - дирижерская, педагогическая, общественная - также отличаются передовой направленностью. Значителен его вклад в российскую и зарубежную музыкальную жизнь своего времени, в эпицентре которой художник находился на протяжении нескольких десятилетий.
Прежде чем раскрыть сложный процесс формирования творческого облика композитора, осмыслить, как складывалась судьба, какие события и факторы влияли на его становление, важно понять какой была питательная среда, взрастившая художника - Петербург рубежа XIX - XX веков.
Творческая деятельность, формирование художественной личности
Н. Черепнина и достижение им высоких творческих вершин связаны с ярким, блистательным, феноменальным явлением - Петербургом Серебряного века. Культура российской столицы буквально «кипела» новизной. При сравнительной непродолжительности эта эпоха характеризуется необычайной динамичностью. Развитие искусства рубежа Х1Х-ХХ веков складывалось в сложном диалоге различных, порой противоречивых тенденций. Неоромантизм и неоклассицизм, академизм и модерн, не только хронологически, но порой и стилистически наслаивались друг на друга, соединялись в контра-
18
- Київ+380960830922