Ви є тут

Жанровая типология древнерусского певческого искусства

Автор: 
Шиндин Борис Александрович
Тип роботи: 
диссертация доктора искусствоведения
Рік: 
2004
Кількість сторінок: 
465
Артикул:
172927
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение „ . 3
Глава 1
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИИ ПЕВЧЕСКИХ ЖАНРОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ МЕДИЕВИСТИКЕ ... 25
Глава 2
ПЕВЧЕСКИЕ ЖАНРЫ И ЖАНРОВОЕ ЗНАНИЕ
В РУССКОМ ИСКУССТВЕ Х-ХУШ ВЕКОВ „ . .81
1. Культурно-исторический фон жанрообразования ... .... 81
2. Формы представления жанрового знания . 104
3. Жанровое знание в XVIII веке . . 128
Глава 3
ТИПОЛОГИЯ ПЕВЧЕСКИХ ЖАНРОВ:
ОПЫТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В КАТЕГОРИЯХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 135
1. Терминологические основания классификации жанров . „ 135
2. Генетические аспекты жанрообразования . . 160
3. Иерархия жанров . .. . . „189
4. Теория певческих жанров в контексте понятия
«древнерусское учение о музыке» . . . „ 215
Глава 4
ПЕВЧЕСКИЕ ЖАНРЫ КАК КНИЖНО-ФИКСИРОВАННЫЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ... „„ 238
1. Псалмы ........ „ ... ... 240
2. Гимны .... _ . . „ 273
3. Рефренные формы _ 287
4. Монострофические (тропарные) формы, жанровые ассоциации . . 295
Глава 5
ЖАНРОВАЯ ДРАМАТУРГИЯ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ 328
*
Заключение " 4 361
Примечания „ 368
Литература _ . 396
Источники . .. _ 431
Приложение _ . . . 433
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия музыкальная медиевистика интенсивно раздвигает границы своих изысканий, корректирует и совершенствует основные компоненты своей содержательной структуры, углубляет методологию самопознания. Стремясь к целостному и многостороннему охвату изучаемых явлений и объектов, она заметно отходит от ранее свойственного ей синкретизма знаний, от преимущественно предметной - к проблемной ориентации. Приобретая все более дифференцированный характер, она все чаше направляет усилия на интеграцию с другими отраслями научного знания - философией, социологией, математикой. Музыкальная медиевистика становится сегодня многоаспектной областью музыкознания, активно обращающейся к историческим, теоретическим, эстетическим, историографическим, палеографическим, текстологическим, источниковедческим вопросам русской музыки средневековья *.
Названные обстоятельства способствуют расширению исследовательского кругозора музыковедов-древников и перспектив освоения древнерусского профессионального певческого искусства. Причем речь в данном случае идет не столько об уточнении или даже углубленном постижении ранее разработанных аспектов культового пения, а, как нам кажется, о процессах более важных: появлении таких принципиально новых задач, которые прежде перед музыкальной медиевистикой и не стояли или, во всяком случае, не были ею поставлены в силу различных обстоятельств. Новое знание, каждая последующая фаза развития науки о православной богослужебной музыке рождают свои проблемы, и они вновь требуют серьезных размышлений.
45
В соотношении внешней и внутренней структуры жанра М. Г. Арановский отмечает «очевидную в каждой из них принципиальную многосторонность, “поливалентность”» жанра, приходя далее к заключению: «Жанр не есть только функция, или тип содержания, или только тип общения. Это и то, и другое, и третье, и еще многое другое, вместе взятое. Как “финальное” образование жанр концентрирует в себе основные, но именно типовые характеристики произведения. Поэтому жанр можно определить как синкретическое единство всех тех сторон произведения, которые формируют его тип» [29, с. 37]. Полицентризм классификаций самым существенным образом отличает жанровую концепцию М. Г. Арановского от предшествующих жанровых теорий музыковедов.
Типологические исследования открыли совершенно новые перспективы освоения темы «музыкальные жанры». Не замкнутые ни временем, ни пространством, ни определенным направлением, ни самим музыкальным материалом, репрезентирующим различные типы творчества, оперирующие теоретическими положениями, выработанными в эстетике, литературоведении и других гуманитарных областях знания, они сформировали почву для анализа самых различных видов музыкального искусства. Не стали исключением и жанры мирового музыкального творчества.
Конечно, специфика такого рода исследований и вытекающая из нее высокая степень обобщенности заключений мало способствовали типологическому анализу, раскрывающему уже внутреннюю организацию богослужебных жанров. Поэтому они рассматривались музыковедами как появившаяся в связи с определенными социальными потребностями и обладающая характерными функциями монолитная целостность.
Чрезвычайно важным для изучения древнерусского певческого искусства в жанровой плоскости представляется и еще одно обстоятельство. Оно связано с формированием таких подходов к средневековью, в русле которых все матери-
46
альные явления древнерусской культуры, в том числе памятники письменности («молчаливые» или «озвученные»), фрески, иконы, различные предметы культового обихода, стали рассматриваться сквозь призму закономерностей, присущих художественно-образному освоению действительности. Стремление интерпретировать феномены не-искусства под углом зрения искусствоведческих позиций, трактовать явления, по своим функциям только опосредованно обращенные к миру творческой жизни, как художественные произведения, как создания искусства шаг за шагом охватывает литературоведение, эстетику, музыкознание, в том числе и фольклористику.
В науке о народном песенном творчестве методологический прорыв был осуществлен в 60-80-е гг. в процессе решения задач комплексного изучения фольклора. Одной из наиболее обсуждаемых стала тогда тема специфики фольклора, который как полифункциональная система является одновременно искусством и не-искусством. Его «природа раскрывается если не в отождествлении, то, во всяком случае, в подчинении красоты практической пользе, утилитарному началу» [142, с. 129].
Осознание многообразных функций позволило истолковывать свод фольклорных произведений в соотнесенности или разделенности позиций - социологической и эстетической. В первом случае фольклор рассматривался как «особый вид духовно-практической деятельности народных масс, выражающий их мировоззрение и психологию в форме искусства, однако несущий, помимо собственно эстетической, и практическую функцию» [142, с. 130].
И все же особенно плодотворным оказался эстетический подход, опирающийся на понимание фольклора как особого искусства, обладающего «системой специфических родов, видов и жанров, не вполне соотносимой с системой родов у видов и жанров искусства» [89, с. 39].
Эстетический ракурс освоения православного обряда впервые с полной определенностью намечен П. А. Флоренским в докладе «Храмовое действо как