Ви є тут

Рукописи и материалы М.И. Глинки в Берлинской государственной библиотеке

Автор: 
Фролова Елена Владимировна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2005
Кількість сторінок: 
207
Артикул:
133089
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ:
Список сокращений С 3
ВВЕДЕНИЕ С 4
ГЛАВА ПЕРВАЯ Поиски и исследование архива, установление переписчика большей
части рукописен
С 32
ГЛАВА ВТОР АЛ История берлинского архива Глинки С 49
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Рукописные источники
Партитура оперы «Жизнь за Царя» С 67
Партитура оперы «Руслан и Людмила» С 98
Партитура «Камаринской» С 107
Сборник оркестровых партитур
Оркестровка ноктюрна Гуммеля «В память дружбы» С 111
ф «Арагонская хога» С 112
Фрагменты «Арагонской хоты» С 113
«Торжественный польский» С 115
«Вальс-фантазия» С 117
<4Ь «Краковяк» из оперы «Жизнь за Царя» С 119
«Восточные танцы» из оперы «Руслан и Людмила» С 121
Автограф темы «Баллады Финна» С 124
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Печатные материалы
Собрание печатных романсов С 127
Клавир оперы «Руслан и Людмила» С 135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С 139
Примечания (сноски) С 145
® Нотные примеры С 165
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Факсимильные иллюстрации С 168
2 Перевод описаний О Фальковского С 173
3 Биографические сведения об И -М и Ф -И Весгфалях С 177
4 Глинкинский перечень печатных романсов С 187
5 Текстологические паспорта С 189
Использованные рукописные и печатные источники С 195
Использованная л итература С 198
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АН - Академия наук арх - архив
б г - без (указания) года (издания) в - выпуск
ГВС - Глинка в воспоминаниях современников М , 1955 ГИИ - Государственньш институт искусствознания l'llb - Государственная Публичная библиотека
ГЦММК им МИ Глинки - Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М И Глинки изд - издание, издатель ИПБ - Императорская Публичная библиотека
ИР ЛИ - Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук кн - книга
KP - Кабинет рукописей Л, л - лист
ЛТК - Ленинградская государственная консерватория лит - литография
ЛПСС - Глинка М И Полное собрание сочинений Литературные произведения и переписка
MA - Музыкальная академия
МПС - Московская государственная консерватория
н д - номер (гравировальных) досок
об - оборот (листа)
оп - опись
ОР - Отдел рукописей
отд - отделение
печ - печатник
ПМА - Петербургский музыкальный архив
ПСС - Глинка М И Полное собрание сочинений (нотная часть)
РГБ - Российская государственная библиотека РГГУ - Российский государственный гуманитарный университет РГИА - Российский государственный исторический архив ред - редакция
РИИИ - Российский институт истории искусств
RISM - Repertoire International des Sources Musicales (Международная энциклопедия музыкальных источников)
РМГ - Русская музыкальная газета
РМО - Русское музыкальное общество
РНБ - Российская национальная библиотека
С , с - страница
сб - сборник
СМ - Советская музыка
собр -собрание
СП6П< - Санкт-Петербургская государственная консерватория Ст, ст - статья Стлб , стлб - столбец Т , т - том ф -фонд
ц р - (дата) цензурного разрешения
ЦМБ Мариинского театра - Центральная музыкальная библиотека Мариинского театра ч - часть
Полное собрание сочинений содержит не только намеренные изменения, но также ряд ошибок - как в самом тексте, так и в комментариях Например, при публикации оперы «Жизнь за Царя» в основной нотный текст издания были внесены обозначения метронома, записанные в автографе произведения красным карандашом Однако они сделаны большей частью не глинкинской рукою Несмотря на чужой почерк записей красным карандашом, в Полном собрании сочинений они выданы за авторские обозначения
Три примера ошибок в комментариях (из тех, которые прежде не были замечены другими исследователями) могут наглядно проиллюстрировать высказанное выше замечание В середине 1850-х годов Глинка, как известно, занимался изданием своих романсов По окончании этого предприятия было собрано несколько конволютов вокальных пьес, которые были подарены композитором его друзьям и знакомым Несколько подборок романсов сохранилось и до наших дней (подробнее об этом см четвертую главу диссертации) Одна из них в настоящее время находится в кабинете рукописей Российского института истории искусств По непонятным причинам в комментариях А С Розанова к письмам Глинки указано, что экземпляр, находящийся ныне в Российском институте истории искусств69, принадлежал В П Энгельгардту70, тогда как в действительности этот кон-волют являлся собственностью Л И Шестаковой , о чем имеется собственноручная запись композитора непосредственно в самом документе
Другой пример В В Протопопов в 12-м томе Полного собрания сочинений так отозвался о глинкинской топографии партитуры «Партитура писалась Глинкой по принятой в его время форме вокальные партии (сольные и хоровые) помещались под оркестровыми» Но такая топография не была тогда общепринятой'- По давней традиции вокальные партии записывались над басовыми голосами, начиная еще с XVII века, когда этот прием был найден сначала - над генерал-басом, а во времена Глинки - над виолончелями и контрабасами Именно такое расположение было прави-
лом в глинкинскую эпоху и даже еще некоторое время спустя Запись Глинки составляет скорее исключение из этого правила авторское размещение вокальных партий очень необычно
И последний пример Вспоминая о первом этапе сочинения оперы «Жизнь за Царя», Глинка писал «Я начал работать, и совершенно наизво-рот, а именно начал тем, чем другие кончают, те увертюрой, которую написал на 4 руки для фортепиано, с означением инструментовки В издании “Жизни за Царя” увертюра на 4 руки сохранена так, как я тогда написал ее, кроме adagio, которое изменено мною впоследствии»'3 Закономерно возникает вопрос о том, какое именно издание имел в виду композитор Публикуя авторское переложение увертюры для фортепиано в 4 руки, редактор нотной части Полного собрания сочинений Глинки H Н Загорный сослался на издание оперы Ф Стелловского'4 По-видимому, он опирался на наблюдение А С Ляпуновой, заметившей тождество текста сохранившегося до наших дней автографа четырехручного переложения увертюры75 с публи-кацией Стелловского Однако нельзя не обратить внимания на то, что Глинка писал вторую часть своих мемуаров, откуда взята эта цитата, летом 1854 года начало работы над следующей, третьей частью, помечено композитором 7 сентября 1854 года Стелловский же купил право собственно-
*7*7
сти на «Жизнь за Царя» только 22 октября 1854 года , а само издание стало выходить в ноябре 1856 года78 Таким образом, когда Глинка писал свои «Записки», оно еще даже не существовало и, следовательно, композитор не мог упоминать его
Общеизвестно, что изданию оперы «Жизнь за Царя» у Стелловского предшествовали и другие публикации данного сочинения79 В газете «Северная пчела» от 12 сентября 1836 года появилось сообщение о том, что право печагать «русскую оперу г Глинки» приобрела фирма Л Снегирева80 В той же газете от 27 ноября 1836 года есть небольшой перечень издаваемых номеров «песнь сироты почти готова и, может быть, сегодня же будет пущена в продажу, другие номера, увертюра и мазурка