Ви є тут

Валторна в музыке композиторов венской классической школы

Автор: 
Вдов Анатолий Федорович
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172785
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение....................................................... 3-9
Глава I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВАЛТОРНЫ
1.1. Истоки валторновой исполнительской культуры.......... 10-19
1.2. Дальнейшее совершенствование валторны, ее место и функции в раннеклассическом периоде развития западноевропейского инструментального искусства.... 20-38
1.3. Утверждение валторны и ее трактовка в музыкальном творчестве эпохи классицизма. Исполнители
середины ХУШ-начала XIX века.......................... 39-63
Глава II. ЭВОЛЮЦИЯ ВАЛТОРНОВОГО
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
II.1. Проблемы стиля и традиции исполнения музыки......... 64-80
И.2. Валторна в «гармонической» музыке венских
композиторов-классиков .............................. 81-99
Глава III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ СОЛИРУЮЩЕЙ ВАЛТОРНЫ
III. 1. Й.Гайдн. Концерт № 4 для валторны с оркестром.....100-122
Ш.2. В.Моцарт. Концерт № 3 для валторны с оркестром.......123-142
Ш.З. Л.Бетховен. Соната Фа мажор для валторны и
фортепиано ......................................... 143-167
Заключение...................................................168-170
Список литерату ры...........................................171-185
3
ВВЕДЕНИЕ
Аю-уальность исследования. В настоящее время отечественное искусство игры на валторне представляет собой достаточно большой пласт в российском музыкально-исполнительском творчестве, отличающийся разнообразием форм инструментальной практики, своеобразием стилистики и эстетики игры. Отечественная валторновая школа - самобытное творческое явление, истоки которого лежат в традициях сольной, оркестрово-ансамблевой практики музыкантов прошлого и настоящего.
Сейчас в сфере исполнительства на валторне продолжается процесс накопления практического опыта, обогащения репертуара и научно-методического потенциала, что позволяет сказать о прогрессивности воздействия этого хода развития на воспитание новой генерации отечественных валторнистов. Нет сомнения в том, что продуктивность данного процесса не может обойтись без дальнейшего комплексного выявления и анализа закономерностей в области теории и практики игры на валторне, без определения содержательности выразительных возможностей инструмента, стилистики и интерпретации валторновой музыки. И здесь особое место должно принадлежать серьезному изучению лучших художественных образцов валторновой литературы разных эпох, в том числе сочинений для валторны композиторов венской классической школы, которые прошли испытание временем и заняли достойное место в репертуарном багаже исполнителей-валторнистов.
Исполнение музыки барокко, рококо и классицизма - показатель не только уровня исполнительской техники, но и уровня художественной культуры, мастерства современного валторниста, реализуемых им на основе индивидуальной интерпретации, стилистики нотного текста, классических звуковых форм, эстетики музыкального языка и, конечно, художественно-
«Юпитер», Бетховен - в Первой симфонии. Валторна в строе «Н» (низком) встречается у Бизе в опере «Кармен». Валторна в строе «В» (низком) нашла свое применение в Четвертой и Пасторальной симфониях Бетховена. Валторной в строе «А» (низком) композиторы не пользовались.
Сочетание различных по конструкции и строю натуральных валторн (см. Приложение 2) в оркестре композиторов-классиков употреблялось очень редко. Этим нововведением пользовались позднее композиторы-романтики, которые считали, что промежутки основного натурального звукоряда лучше заполнять соединением двух разных строев валторн, чем пользоваться «закрытыми звуками» одной валторны, которые в сочетании с открытыми слишком разнородны по тембру (глухие и звонкие). Замечательный пример сочетания четырех валторн различных строев в исполнении solo приемом передачи и переклички фраз мы встречаем у Г.Берлиоза в увертюре «Ромео и Джульетта»:
2. Largo -N*132
Те Г-1 Г.
mf cresc. sfz mf cresc.
Ш -
^A A A A
— - a, ^ >. = - - -
7 ±=" ■ = -
A A A **»/ f '---N _
=r:ri i__ - - --J -^ j
pocof
нГе' p?
нГош ш
” “яв== .иг -- Solo
Horn IV --------
Наряду с инвенционными валторнами композиторы продолжали использовать в своем творчестве и инструменты, изготовленные из одного целого куска металла, которые имели только кулису. В первой половине XIX века существовали подобного рода валторны в строе B-basso, D, Е, Es, F, G,
Largo -N*132 Solo
f£3-r_j ГIГ Ш
cresc.
mf cresc.
А А ^ ь—ь— А А
V 4 -J- ] г î pocof Г :Г. Т 7*- ± f ^ \===$±=ф*^
pocof ■i—= '^Tfa —г— H- ;
с— ГУ Р
; .— fnSiTc1%-' Solo > >
%=*= -Наряду с ин венционными ва лторнами комп озиторь —i—— PP ^ i продолж yâ ал и ис
19
As, A-alto, B-alto и C-alto. Другие строи достигались тем, что у имеющихся инструментов благодаря смещению кулисы строй понижался на полтона. Например, валторна в строе «C-alto» превращалась в инструмент строя «H-alto» и т.д. Иногда на этих валторнах применяли крону-насадку, однако из-за нее увеличивалось расстояние между мундштуком и раструбом, что создавало во время игры определенные помехи.
Из возможности перенастройки валторны композиторы извлекали огромную пользу. Так, например, Моцарт в своем «Дон Жуане» предписывает порядок следования строев в 36 вариантах: D, F, Es, D, G, D, G, F, A, B, Es, D, G, B, F, C, F, Es, G, C, G, A, F, C, Es, G, В, C, Es, E, F, D, F, B, F, G, D. Это означает смену строя в ходе оперы каждые пять минут, так что применение здесь инвенционной валторны, как и во всех подобных случаях, было неизбежным.
В результате усовершенствования акустические недостатки инструмента были сведены до минимума, благодаря применению крона-вставки в почти цилиндрическую часть основной трубки, которая приобретала конусообразную форму только у раструба. А самое главное то, что новые валторны стали обладать исключительно чистым, мягким, камерным характером тона. Все это способствовало дальнейшему закреплению валторны в сфере профессионального светского музицирования, раскрытию новых технических и выразительных возможностей инструмента, воздействию на композиторское творчество и на аудиторию. Этот новый виток эволюции валторны проложил дорогу последующим ее конструктивным усовершенствованиям и тенденциям развития сольного и оркестрово-ансамблевого валторнового искусства.