Содержание
Введение 2
Глава 1: Первая фаза творчества 24
1.1 “Polifonica-Monodia-Ritmica” (1951) 30
1.2 “Canti per 13” (1955) ' 50
1.3 “Incontri” (1955) 63
Глава 2: Вторая фаза творчества 89
2.1 “Canti di vita е d’amore” (1962) • 93
2.2 “...sofferte onde serene...” ( 1976) 108
Глава 3: Третья фаза творчества 122
3.1 “Fragmente-Stille. An Diotima” (1979/80) 128
3.2 “Das atmende Klarsein” (1980/81) 148
3.3 “A Carlo Scarpa” (1984) 166
Заключение 188
Библиография 195
Приложение-1 : J1. Ноно “Текст-музыка-пение”( 1975) 206
Приложение-2: Ответы JI. Ноно на анкету газеты FAZ
(1986) 234
Приложение-3 : “А могло бы быть иначе”, интервью
с Л. Ноно (1986) 238
Приложение-4: “Ноно был не тем, кто может, а тем, кто не может иначе”, интервью с X. Лахенманом ( 1991 ) 248
Введение
Луиджи Ноно - признанный лидер западного авангарда. Его имя, уже давно занесенное в списки классиков зарубежной музыки XX века, после смерти композитора, в 1990 году, завоевывает все более пристальное внимание музыкантов, слушателей и ученых. Сочинения Ноно все чаще исполняются в концертах и на фестивалях, звучат по радио и становятся объектом научных исследований. Достаточно бегло пробежать глазами библиографию творчества композитора или ознакомиться с последними выпусками зарубежной музыковедческой периодики, чтобы убедиться в очевидно возросшем интересе к наследию Ноно в широких музыкальных кругах Запада.
Прежде чем попытаться обозначить место Л.Ноно в послевоенной западно-европейской культуре, важно окинуть ретроспективным взглядом путь ее развития с ее широкой панорамой самых разнообразных художественных течений. Известны попытки ряда западных и отечественных музыковедов их систематизации. За рубежом - это, в первую очередь, немецкие ученые - Х.Данузер (Оапиэег, 1984), У.Дибелиус (ОПэеИиБ, 1966, 1988), Х.Х.Штуккеншмидт (БШскепБсИгшск, 1976), Х.Фогт(У^, 1982), -поставившие своей целью проследить развитие Новой музыки в Европе вообще и в Германии в частности. Кроме того, следует отметить обзоры Р.Брайндла (Вппс11е, 1975), Д.Ивена (Е\\'еп, 1968) и
23
оркестра HuSofferte onde serene” (1976) для фортепиано и магнитофона.
Наконец, 3 период, приходящийся на 80-ые годы (3-я глава), рассмотрен на примере Струнного квартета “Fragmente-Stille. Ап Diotima” (1979/80), “Das atmende Klarsein” (1980/81) для 8-голосного хора, басовой флейты и live-электроники и оркестрового произведения “A Carlo Scarpa” (1984).
Аналитическое рассмотрение внутри каждой главы предворяется предисловием. В Заключении резюмируются выводы и ставятся проблемы дальнейшего изучения творчества композитора. Библиография включает литературу на немецком, французском, английском, итальянском и русском языках. В качестве приложения вводится специфический раздел, включающий в себя целый ряд переводов статей и интервью с композитором, опубликованных в зарубежной печати, а также интервью с учеником Ноно, Х.Лахенманом, проведенное автором работы в 1991 году. (Нотные примеры по техническим причинам помещены в текст диссертации.)
В качестве гипотетического выдвигаем положение, что стиль Л.Ноно, несмотря на наличие “ангажированной” и “неангажированной” музыки, различные творческие устремления и жанровые ориентации, представляет собой единое целое.
Глава 1 Первая фаза творчества
Период, условно датируемый нами как 1950-1960 гг., является первой фазой творчества Л.Ноно. Представленный преимущественно инструментальными сочинениями для различных исполнительских составов, этот период заявляет о себе также крупными вокально-инструментальными композициями - “Epitaph auf Federico Garcia Lorca”2 (1952), “La victoire de Guernica”3 (1954), “Il canto sospeso”4 (1955), “La terra e la compagna”5 и “Cori di Didone” (1958). (Имеет смысл отнести к этой жанровой группе также хоровые миниатюры “Liebeslied” 6(1954), “Sara dolce tacere”7 (1960) и “На venido” 8(1960).)
Вокальное начало занимает особое место в произведениях Л.Ноно: “У меня страсть к человеческому голосу, богатейшему из всех существующих инструментов” (Nono, 1975:236); или: “Человеческие голоса являются для меня настоящей музыкой, звучащим средством коммуникации” (Цит. no: Kropfînger, 1988:170). Считая, что bel canto, как и Sprechgesang, использует лишь часть технического и акустического потенциала голоса, композитор изучил
2 “Эпитафия на смерть Ф.Г.Лорки”
3 “Победа Герники”
Л “Прерванная песня”
5 “Земля и подруга”
6 “Любовная песнь”
' Будет сладостным молчание”
8 “Она пришла”
- Київ+380960830922