Содержание
Введение 3
Глава /. Эстетические взгляды Эркки Салменхаары 22
§ 1. Научная и критическая деятельность
(общий обзор)....................................... 24
§ 2. Методы Лигети и Пендерецкого: суть различий 29
§ 3. Критика «чистого разума»
(проблемы и парадоксы сериальной музыки)............ 34
§4. Электронная музыка — музыка будущего?............... 40
§ 5. Статическая музыка и проблема бесконечной формы... 44
§6. О «башнях из слоновой кости» (коммуникативность и
социальное воздействие музыки)...................... 52
§7. «Музыка будугцего» и будущее музыки................. 55
§ 8. Взгляд на традицию.................................. 60
Глава II. Творческий метод
первой половины 1960-х годов.
Техника поля: теория и практика..................... 68
§ L Теоретические аспекты техники поля.................. 69
§ 2. Техника поля в Элегиях.............................. 80
§ 3. «Пьяный корабль»: от звукового поля
к гармоническому полю и тональности................ 104
Глава III. Особенности композиторского письма
второй половины 1960-х— 1980-х годов............... *26
§ 1. «Короли в изгнании...»
(о роли трезвучий в сочинениях Салменхаары)....... 128
§ 2. Новые эксперименты:
взаимодействие модалъности и тональности........... 141
§ 3. Новый принцип воплощения статики................... 160
§ 4. Процессуальность в звуковысотной сфере
(феномен «прогрессирующей» тональности)............ 167
§5. О двух типах процессуальной формы.................. 183
Заключение 196
Приложение I. Список сочинений Эркки Салменхаары................. 201
Приложение II. Эркки Салменхаара.
«Музыкальный материал и его разработка в сочинениях Лигети “Видения”, “Атмосферы”, “Авантюры” и Реквием» (перевод фрагментов книги)
1. Матергш «Видений».................................. 205
2. Четыре принципа статической музыки................. 206
3. От кластерной техники к технике поля............... 211
Приложение IIL А. Рембо, «Пьяный корабль»......................... 214
Литература 218
3
Введение
XX век — время необычайно динамичного развития европейской музыкальной культуры. Ни одна эпоха прежде не знала столь мощной модернизации музыкального языка, пестроты и разнообразия художественных тенденций, множественности и разногласия эстетических принципов, нередко формирующих в искусстве взаимоисключающие направления. Творчество многих художников в это время само оказалось многослойным и внутренне противоречивым. Это касается как эстетических позиций, так и техники сочинения (упомянем хотя бы Арнольда Шёнберга, Игоря Стравинского). Если первая половина столетия еще более или менее отмечена стилевым единством в рамках творчества одного автора, то вторая половина характеризуется быстрой сменой стилистических ориентаций, причем скорость «стилевых “модуляций5’» увеличивается настолько, что «нередко новое произведение — это и новая концепция или обновленная техника композиции» (Гуляницкая 2002, 88). Сказанное в полной мере можно отнести к таким авторам, как Карлхайнц Штокхаузен, Джон Кейдж, Дьёрдь Лигети, Кшиштоф Пендерецкий, Арво Пярт и многим другим. Стилистические метаморфозы становятся характерной приметой второй половины XX века (особенно рубежа 60-70-х годов), обнаруживаясь в музыке самых разных стран. В Финляндии в этом отношении особое внимание заслуживает творчество Эркки Салменхаары (ЕгШ ЗайпепЬаага, 1941-2002).
Объект исследования выбран не случайно. Финская музыкальная культура последних десятилетий XX века переживает период необычайного расцвета. Об этом свидетельствуют многочисленные престижные музыкальные фестивали, ежегодно проводимые в различных городах Финляндии1, творче-
1 Организация регулярных музыкальных празднеств в стране Суоми приобрела необычайную интенсивность с середины XX века. Так, с 1951 года каждое лето проводится национальный фестиваль Неделя Сибелиуса, с 1955-го — Дни музыки в Савонлинна, превратившиеся позднее в Савонлиннский оперный фестиваль, с 1956 года — Дни Культуры в Ювяскюля, охватывающие различные сферы искусства (культурные мероприятия включают посещение концертов, художественных выставок, лекций и т.п.), с 1960-го — музыкальный фестиваль в Турку (более подробно см.: Мякинен 1965, 156-158). В последние
23
ловины XX столетия в целом (особенно же для эпохи второго авангарда), обогащая и дополняя наши представления о ней. Кроме того, исследование эстетических установок вносит необходимые и важные штрихи к портрету композитора, а также выявляет эволюцию его творческой мысли, протекающую параллельно стилистическим изменениям.
На первый план в главе выдвигаются проблемы новых композиторских техник и связанные с ними более общие проблемы современной музыки, касающиеся формы, коммуникации, рациональности и иррациональности в искусстве и т.п. Приоритет этим вопросам отдан не случайно. В своих размышлениях о достоинствах и недостатках новых композиторских методов Сал-менхаара не был одинок: та же тема привлекала в этот период значительную часть музыкантов Европы. Так, на рубеже 1950—60-х Лигети делает аналитический разбор ряда сочинений Булеза, в 60-е годы появляются его статьи об особенностях серийной техники и мелодике Веберна, размышления о форме в новой музыке, заметки о современной нотации и электронных опусах . В 60-е годы Штокхаузен публикует два тома своих знаменитых «Текстов о музыке», где также рассуждает о проблемах современной музыкальной формы, говорит о композиторском ремесле, особенностях электронной музыки3. Лютославский интересуется вопросами алеаторики4. Показательны также названия отдельных трудов и статей: «Творчество, техника, язык» (Булез 1999), «Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники» (Денисов 1986) и т.п.
Не менее важными являются вопросы традиции и новаторства, а также проблемы эстетики музыки (понятие искусства, проблема вдохновения и др.).
Ligeti /). Pierre Boulez, Entscheidung und Automatik in der Structure Ia, 1958; Uder die Harmonik in Webems erster Kantate, 1960; Wandlungen der musikalischen Form, 1960; Die Komposition mit Reihen und ihre Konsequenzen bei Anton Webern, 1961; Zur Geschichte und Gegenwart der elektronischen Musik, 1961; Neue Notation — Kommunikationsmittel oder Selbstzweck?, 1965; Form in der Neuen Musik, 1966; Weberns Melodik, 1966 (см.: Salmenhaa-ra 1969; Лигети 1993a и b).
3 Stockhausen K. Texte zur Musik. Bd. 1. Köln, 1963; Bd. 2. Köln, 1964 (см.: Савенко 1995). Переводы фрагментов из «Текстов» Штокхаузена см.: Штокхаузен 1995а, b и с.
4 Lutosiawski W О roli eiementu przypadku w technice komponowania, 1967 (см.: Беседы, 1995).
24
Мы оставим в стороне размышления Салменхаары о новаторстве Сибелиуса, Брамса, Малера и других композиторов, которые можно найти в его монографических исследованиях. Они представляют несомненную ценность, однако, на наш взгляд, из-за особенностей жанровой природы (монографии) в них в меньшей степени манифестируется эстетическая позиция самого автора.
Наибольшее внимание уделено эстетическим взглядам Салменхаары, приходящимся на 1960-е годы, когда произошел важнейший стилистический поворот в его творчестве. Познав авангард изнутри в качестве композитора и исследователя, Салменхаара «сменил» направление в тот момент, когда авангардные тенденции стали ослабевать. «В середине 60-х годов, — пишет С. Са-венко, — авангард вступил в кризисную полосу. <...> Причины кризиса были сложны и выходили далеко за пределы профессиональных проблем. Музыка авангарда перестала отвечать духу времени» (Савенко 1995, 20). На примере стилистического перелома Салменхаары можно проследить общие процессы в изменении художественного мировоззрения эпохи.
§ 1. Научит и критическая деятельность (общий обзор)
Исследовательская мысль Салменхаары охватывает столь различные направления, что создается впечатление, будто нет такой области, которая бы его не заинтересована. Он — автор учебников по инструментовке и гармонии (Ба1-тепЬаага 1980); ему принадлежат монографии о Яне Сибелиусе (БаЬпепИаага 1984) и Леви Мадетоя (5а1шепЬаага 1987), о симфониях Брамса (8а1теп11аага 1979Ь), а также капитальный труд — многотомная история финской музыки, охватывающая период от эпохи Средневековья до второй мировой войны5.
В 1969 году Салменхаара защитил докторскую диссертацию «Музыкальный материал и его разработка в сочинениях Дьёрдя Лигети “Видения”, “Атмосферы”, “Авантюры” и Реквием». Диссертация была написана на немецком языке и вышла отдельным изданием (БаЬпепЬаага 1969). Это иссле-
5 Первый том был написан совместно с Фабианом Дальстрёмом (см.: ОаМйгбт 1995), второй и третий — в соавторстве с Лизой Арохеймо-Марвиа (см. : 8а1тепЬаага 1996а и Ь).
- Київ+380960830922