Ви є тут

Русская историческая опера XIX века : К проблеме типологии жанра

Автор: 
Неясова Ирина Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000312206
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................3
Глава I. ЭВОЛЮЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОПЕРЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕМЫ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XIX ВЕКА.........................................................14
1.1. Опера на исторический сюжет конца XVIII - начала XIX
века............................................................15
1.2. «Жизнь за царя» Глинки — первая отечественная историческая опера.......................................................29
1.3. Историческая тема в русском искусстве и в опере конца
50- 60-х годов XIX века.........................................41
1.4. Историческая опера в творчестве композиторов «Могучей кучки»..........................................................50
1.5. Оперы на исторические сюжеты последней трети XIX- начала XX веков.....................................................87
Глава 2. НЕКОТОРЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОПЕРЫ.............................................106
2.1. Особенности идейно-образной драматургии и композиции.... 107
2.2. Типологические ситуации исторической оперы..........122
2.3. Типология героев исторической оперы.................133
Заключение. О СУДЬБЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ
ОПЕРЫ В XX ВЕКЕ.................................................148
Приложение: нотные примеры.................................163
Номография..................................................166
Литература..................................................168
ВВЕДЕНИЕ
В жанровом многообразии русского музыкального театра XIX века одно из наиболее значительных явлений представляет историческая опера. На протяжении всего столетия она не только занимала лидирующие позиции в иерархии музыкальных жанров, но и сыграла во многом определяющую роль для судеб национальной музыкальной культуры.
На рубеже XX и XXI веков, отчетливо осознаваемом как время исторических перемен, мы являемся свидетелями процесса углубления, а в ряде случаев и пересмотра научных взглядов на отечественное искусство прошлых столетий. Освободившись от идеологического диктата, имевшего место в советскую эпоху на протяжении почти трех четвертей века, отечественная культура стремится сегодня к возврату вечных духовных ценностей и в поисках утраченного обращается к тому, что выдержало проверку временем. В свете этого несомненный исследовательский интерес вызывает феномен исторической оперы ХГХ века как жанра, ставшего одним из главных выразителей национальной ментальности и духовности в русской музыке.
Историческая тематика попала в сферу пристального внимания мирового оперного театра с первых шагов его существования. Наряду с мифологией, история оказалась в числе приоритетных сюжетных источников, к которым обращались западноевропейские композиторы, работавшие в жанре оперы-Бепа в течение ХУП-ХУШ столетий. Начиная с «Коронации Поппеи» К. Монтеверди, историческую тему затрагивали композиторы разных национальных школ: А. Скарлатти, Г. Гендель, К. Глюк, В. Моцарт, А. Гретри, Л. Керубини, Г. Спон-тини, Л. Обер.
Интерес к исторической тематике резко обострился в начале XIX века после ряда событий европейского масштаба, начало которым положила Великая французская буржуазная революция. Эпоха романтизма принесла подлинный
I?
К наиболее удачным попыткам создания исторической трагедии относится одно из лучших сочинений Сумарокова «Димитрий Самозванец» (1771), где впервые была показана близкая по времени эпоха и в качестве главных героев выведены подлинные исторические лица. Через всю драму проводится тема причастности народа к истории, завершающаяся сценой народного восстания против «тирана, забывшего свой долг». Многочисленные политические аллюзии способствовали широкой популярности пьесы, продержавшейся в репертуаре фактически до появления пушкинского произведения на близкий сюжет— драмы «Борис Годунов» (конец 20-х годов XIX века). Следует' отметить использование в трагедии Сумарокова нового звукового эффекта — звона набатного колокола, сообщающего о начале народного восстания, ставшего впоследствии традиционным драматургическим приемом в отечественных исторических драмах, как театральных, так и музыкальных.
В конце XVIII века вследствие обострения социальных противоречий русский театр становится ареной идеологической борьбы. Историческая трагедия приобретает открыто политическую направленность, выражая различие идейных позиций авторов. Образцами политической трагедии явились произведения Я. Княжнина, обличающие деспотизм правителей и крепостное право. В своем наиболее значительном сочинении автор вступил в полемику с самой императрицей. Драма Екатерины «Историческое представление из жизни Рюрика» (1786) о восстании Вадима Храброго имело целью откровенное прославление самодержавия. В трагедии на тот же сюжет «Вадим Новгородский» Княжнина, напротив, манифестируется идея несовместимости политической свободы и монархии. Тем самым автор первым среди русских драматургов обличает' самодержавие как социальное зло. Так от лучших образцов русской трагедии конца XVIII века, соединявших темы русской истории и пафос борьбы с тиранией, намечался путь к высоко этическому звуча-
18
шло русской исторической оперы
Развитие драматургии во второй половине XVIII века протекало в тесном взаимодействии со становлением отечественной оперы. Свидетельством тому явилась интенсивная работа известных драматургов — А. Сумарокова, Я. Княжнина, В. Пиколева, И. Крылова — по созданию оперных либретто. В последней четверти XVIII века в русской музыке складывается национальный тип оперы — комедийно-бытовой, основу содержания которой составили картины жизни и быта русского народа, простых людей. Главным достоинством ее смешанной музыкально-разговорной драматургии явилось широкое привлечение цитат из городского и крестьянского песенного фольклора, а также сочинение композиторами музыкальных номеров в народно-песенном духе.
В процесс становления национальной оперы включается и Екатерина II, намеревавшаяся направить его в политически выгодное русло. Именно ей принадлежит инициатива создания одного из первых отечественных образцов оперы на исторический сюжет.
Вслед за «Историческим представлением из эпохи Рюрика» императрица в 1790-м году пишет вторую историческую пьесу «Начальное управление Олега». Ее сюжет, почерпнутый из летописных сообщений об успешном походе князя Олега на Царьград в IX веке, отмечен аналогичной официальнодидактической направленностью и современными политическими иллюзиями. Особая пышность и торжественность постановки, долженствующая подчеркнуть ее политическую значимость, в наибольшей степени обеспечивалась музыкой, сочиненной композиторами К. Каннобио, Дж. Сарти и В. Пашкевичем. Многие исследователи справедливо указывают на драматургическую слабость, пестроту и эклектичность музыкального стиля данного опуса. Однако обращает внимание следующий момент.
Для создания парадно-торжественной атмосферы византийского двора