Ви є тут

Проблемы западноевропейского программного симфонизма XIX века

Автор: 
Крауклис Георгий Вильгельмович
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
1981
Кількість сторінок: 
371
Артикул:
133481
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ I ТОМА
Стр.
ПРЕДИСЛОВИЕ......................................................... 3
ВВЕДЕНИЕ........................................................... II
ГЛАВА I. Становление и развитие романтического
программного симфонизма ................................. 40
ГЛАВА И. Программный замысел и объявленная программа .............. 95
ГЛАВА Ш. Музыкально=образное воплощение программного
содержания.............................................. 156
ГЛАВА 1У.Воплощение программного содержания в масштабах
целого произведения .................................... 242
ГЛАВА У. Романтический программный симфонизм и некоторые тенденции развития инструментальной музыки
XX столетия............................................. 329
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................ 360
- з -
ПРЕДИСЛОВИЕ
Проблемы программной музыки представляются актуальными, поскольку они непременно связаны с существенной стороной музыкального искусства как явления идеологии - с его содержанием. Особая актуальность этих проблем на современном этапе определяется также тем, что важнейший принцип программной музыки - программа - имеет самое непосредственное отношение к явлению коммуникативности искусства, то есть предполагает в данном случае подчеркнутую ориентированность на восприятие слушательских масс. Программная музыка, как специфическая разновидность инструментальной музыки, в известной мере создает как бы оттеняющий контраст непрограммному инструментализму (так называемой "чистой" или "абсолютной" музыке), что может оказать немалую помощь в решении коренных вопросов специфики м у -зык а^д^.н о^.р о в а. В то же время сама про-
граммная музыка помогает изучению особого аспекта этой специфики -зависимости средств выражения от конкретного идейного замысла (поскольку последний так или иначе отражен в программе, декларирован композитором).
Для рассмотрения проблем программной музыки на определенном художественном материале нами не случайно был выбран именно XIX век. Эта эпоха отмечена наиболее значительным и многогранным проявлением программных тенденций. Без преувеличений можно сказать, что в истории музыки XIX век явился "золотым веком", "классическим периодом" в развитии программной музыки1К Подчеркнем, что период наиболее яркого расцвета музыкальной программности дает, естест-
I) Обоснование этого положения будет дано в главе I.
49 -
необходимо будет остановиться на таких крупнейших фигурах, как Бах и Гендель. Собственно программному инструментализму они почти не уделяли внимания. Но в их крупных вокально= инструментальных сочинениях (кантатах и пассионах Баха, операх и ораториях Генделя) различные, чисто музыкальные (а не только словесные) приемы образной конкретизации используются очень широко. Эти приемы, имея много общего с тем, что применялось в программно= инструментальной музыке барокко, еще больше перекличек имеют с программностью XIX века, когда инструментальная музыка неизмеримо расширила свои горизонты и охватила те явления и события, которые в эпоху барокко претворялись лишь в операх, кантатах и ораториях. Звукоподражательные эпизоды, подобные землетрясению в "Страстях по Матфею, у Баха редки, зато исключительное развитие получает сложившаяся еще до него система звуковых (преимущественно мелодико= графических) символов, связанных с самыми разнообразными явлениями жизни*®^.
Творчество Генделя, более,чем баховское, обращенное к явлениям внешнего мира, дает нам многочисленные образцы картинной звукописи. В его ораториях приемы, идущие от "хоровой программности" Возрождения, чередуются или сочетаются с приемами инструментальной изобразительности. Сравним эпизод "Да будет свет!" с инструментальным эпизодом разрушения храма в оратории "Самсон".
28) Подробнее об этом см.: Швейцер, Альберт. Иоганн Себастиан Бах. М., 1964, с.337-359; Друскин М. Пассионы и мессы И.С.Баха. Л., 1976, С.15-ЗГ. Заметим, что некоторые хоральные прелюдии Баха могут считаться совершенно особой разновидностью программной музыки: в них налицо словесное заглавие, мелодия определенного хорала и характеристическая (изобразительная) "графика" в линии нижнего голоса. Одну из прелюдий "Органной книжечки", изображающую поступенным нисхождением нижнего голоса сошествие ангелов с небес, можно было бы считать отдаленным прообразом вступления к Лоэнгрину".
- 50 -
В арии № II из "Мессии" извилистой мелодией изображается народ, бредущий во тьме, без дороги; сначала мелодия дается в оркестре, затем переходит в партию певца.” 0 том, какое художественное значение приобретает изобразительный прием, свидетельствует гениальная ария=сцена Цезаря на берегу моря из оперы "Юлий Цезарь" (постоянное оркестровое сопровождение в виде мерно колышащихся волн).
Для своего времени имели несомненное значение всевозможные "бури", "битвы" и "пасторали" в операх других композиторов. В отношении "программной" трактовки оркестра велика роль французской оперной школы во главе с Люлли. Но если в своих увертюрах Люлли стоял еще на почве чистой музыки, то Рамо уже вносит программную конкретизацию в отдельные оперные увертюры и еще более насыщает программно=изобразительными эпизодами музыку своих опер.
Подводя некоторые итоги сказанному о первом в истории музыки значительном периоде развития программного инструментализма, совпадающем с эпохой барокко, отметим широту и многогранность проявления программных тенденций. На данном этапе не возникают специально программные жанры, но программность в принципе может проявляться во всех ведущих инструментальных жанрах - концертах, сюитах, сонатах, клавесинных миниатюрах, органных фантазиях и ри-черкарах и т.д. Возникают различные типы программности: иллюстра-тивно=описательная, портретно=характеристическая, пасторальная, батальная, жанрово=бытовая, обобщенно=психологическая (см. Приложение I, № 10). Многообразные программные задания вызывают к жизни самые различные приемы образной конкретизации, разработанные порой чрезвычайно детально. Очень часто подчеркнутая характерность музыкально=выразительных средств делает музыку программных произведений заметно отличающейся от музыки непрограммных произведений, то есть налицо программная специфич-