Ви є тут

Мусоргский и XX век: о церковно-певческих истоках гармонии русской музыки

Автор: 
Соловьёва Полина Александровна
Тип роботи: 
о церковно-певческих истоках гармонии русской муз
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
223
Артикул:
172605
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
«
Введение .................................................. 4
Глава I - Обиходный звукоряд...............................29
1.1- Взаимодействие диатонических ладов.................30
1.2 - Пополнение звукоряда по принципу обиходного.......40
1.3 - Малый мажорный септаккорд I ступени. Доминантовый лад . 64
Глава II - Ладовая переменность............................75
2.1 - Параллельная и кварто-квинтовая переменность... 76
2.2 — Большесекундовая переменность.................. 87
2.3 - Переменность и ладовое развитие................... 108
Глава III - Стилизация церковного многоголосия . . . . 118
3.1 - Фактура........................................... 121
3.2 - Специфично-церковные гармонические обороты........ 132
Заключение.................................................145
Нотография.................................................151
Библиография............................................... 162
Нотное приложение..................................................174
№ 1. Хор каторжан из IX картины оперы Шостаковича «Катерина
Измайлова»........................................................174
№ 2. Хор «Не сокол летит по поднебесью» из II картины
IV действия оперы Мусоргского «Борис Годунов», 1-й куплет.........176
№ 2а. Хор «Не сокол летит по поднебесью» из II картины IV действия оперы Мусоргского «Борис Годунов», заключение .... 178
№ 3. Финал «Патетической оратории» Свиридова...................180
№ 4. Кода Седьмой симфонии Шостаковича.........................187
№ 5. Финал триптиха Буцко «Господин Великий Новгород» из
симфонии-сюиты № 3............................................ 190
№ 6. Часть «Восстань, боязливый...» хорового концерта
Свиридова «Пушкинский венок»......................................197
№ 7. Связующая партия увертюры Римского-Корсакова «Светлый
праздник»........................................................ 200
№ 8. Монолог Бориса из II действия оперы Мусоргского «Борис
Годунов»..........................................................202
№ 9. Финал кантаты Прокофьева «Александр Невский»............. 211
з
новатора, прокладывающего путь «к новым берегам» XX века [4, 12, 16, 23, 27, 45, 76, 104-109, 116, 121, 131 и др. работы]. В настоящей же диссертации сделана попытка показать, что важнейшие особенности нового музыкального языка Мусоргского обусловлены и исключительно ярко выраженными в его творчестве почвенными традициями. И закономерно, что в сочинениях русских композиторов XX столетия эти традиции нередко проявляются в неразрывной связи с творчеством Мусоргского.
Исследование очерченной проблематики направлено в предлагаемой работе по трём основным направлениям: на изучение глубинного родства ладовой организации русской светской профессиональной музыки с обиходным звукорядом; на выявление ладовой переменности и гармонических оборотов, во многом проистекающих из взаимодействия устоев древнецерковной мелодики; и наконец, на раскрытие характерных приёмов, связанных со стилизацией церковного многоголосия.
Показано, что важнейшие специфичные черты гармонии русской музыки, корни её национальной специфики определяют, в частности, принципы, истоком которых является диатонический обиходный звукоряд.
Рассмотрены особенности взаимодействия диатонических ладов у Мусоргского, Свиридова и в русской музыке в целом -взаимодействия, не нарушающего принципов диатоники, восходящего к обиходной системе.
Установлены истоки национально-самобытного использования мажоро-минорных средств многими русскими композиторами. В частности, показано, что обилие этих средств в ладовой организации их сочинений нередко взаимосвязано с последовательным пополнением звукоряда по принципу обиходного с сохранением при
21
этом значения основного тонального центра. Исключительно ярко данный принцип впервые проявился в творчестве Мусоргского и затем нашёл продолжение и развитие в музыке многих русских композиторов XX столетия, особенно Шостаковича. В настоящей работе прослежен как сам этот принцип, так и его преемственность.
Говорится о некоторых аккордах, специфичных для русского музыкального нсскусства, в частности о малом мажорном септаккорде I ступени, восходящем к тому же обиходному звукоряду, а также о специфике трактовки доминантового лада, которая во многом определена звучанием данного аккорда.
Уточнены истоки ладовой переменности, также во многом определи вше й национальную самобытность русской светской профессиональной музыки. Внимание обращено на параллельный, кварто-квиптовый и бол ьшесеку иловый типы переменности в творчестве Мусоргского и русских композиторов XX столетия, характерные как для древнерусской монодии, так и для многоголосных церковных песнопений Х1Х-ХХ веков.
Так, в сочинениях русских композиторов выявляются именно церковно-певческие истоки параллельно-переменного лада, который в основном связывался исследователями с проявлением традиций лишь Iтродно-песен 1 юго творчества.
Раскрыта специфика и кварто-квинтового взаимодействия центров в русской музыке, восходящая к квартовой природе древнейших знаменных и народных напевов.
Особое внимание уделено болынесекундовоп переменности как наиболее ярко из всех типов переменности передающей самобытность русского музыкального искусства. Показано, что в творчестве русских композиторов истоки большесекундового колебания особенно определённы и восходят к ладовой организации в значительно
22