Ви є тут

Музыкально-художественная система традиционного японского театра Но

Автор: 
Южакова Елена Васильевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
231
Артикул:
133982
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ................................................ 3
ГЛАВА 1. О предпосылках к формированию музыкально-художественной системы Но в культуре Японии.................... 33
ГЛАВА 2. Музыка Но в процессе обретения ею стилистического
единства................................................ 81
ГЛАВА 3. Ритм как компонент музыкальной системы Но..... 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................. 163
ПРИМЕЧАНИЯ............................................. 166
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.............................. 181
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.............................. 202
ИЕРОГЛИФИКА............................................ 209
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................. 219
3
ВВЕДЕНИЕ
Предметом исследования настоящей диссертационной работы является музыкально-художественная система японского Средневекового театра Но. В силу исторических причин, прошедшая стадию жесткой канонизации всех системных уровней в эпоху Токугава (XVII - первая половина XIX века), она представляет исследователю уникальную возможность ознакомиться с одним из типов профессионального искусства Средневековья, сохранившимся почти в неприкосновенном виде. Однако, по этой причине данный материал является носителем многих черт более ранних музыкально-театральных форм, при участии которых и проходило становление Но как самостоятельного жанра театрального искусства, а позже и как одного из основополагающих явлений японской художественной культуры. Следовательно, в ногаку можно обнаружить признаки тех первоначальных систем традиционной музыки, театра и литературных жанров, которые в настоящее время уже прекратили свое существование. Наконец, музыка Но обладает совершенно отчетливой стилевой самостоятельностью и, таким образом, на ее примере можно сделать ценные выводы о механизме стилеобразования в музыке традиционного синтетического театра Востока.
Театр Но имеет для японской художественной культуры непреходящее значение. Он является первым по времени выразителем общеяпонского эстетического вкуса в сфере сценического искусства, так как вобрал в себя множество элементов из предшествовавших и современных ему фольклорных, полупрофессиональных и профессиональных театрализованных жанров. Это обстоятельство, наряду с неоспоримыми художественными достоинствами классических драм Но XIV века придало данной театральной форме необходимую жизнеспособность. Это позволило Но благополучно сохраниться до настоящего момента, преодолев несколько исторических эпох. С течением
22
ственников, выпускает на французском языке свою книгу «Музыкальная структура Но» - первую и пока единственную монографию по этому вопросу на европейских языках. В 198 і году был сделан ее перевод на английский язык [216].
В предисловии автор говорит о цели своего предприятия: «Некоторые специалисты интересовались проблемами, связанными с музыкой Но, однако их исследования по большей части ограничивались несколькими специфическими пунктами и, как нам известно, не было предпринято научных трудов по предмету в целом. Для того, чтобы восполнить этот недостаток, и было осуществлено исследование, результатом которого стала настоящая книга» [216, с.5].
Стремясь к обновлению аналитических средств, А. Тамба активно использует сонограф и логарифмический самописец для выявления специфики тембровых и звуковысотных параметров инструментальной и вокальной партий, формулируя с их помощью различия в акустических нормах музыки Но и западной музыки. Весь материал от начала и до конца подан в высшей степени систематизировано, поэтому приобретает качества классификационного каталога. Это происходит вследствие твердого намерения А. Тамбы «усовершенствовать точную терминологию», что приобретает значение основной задачи и порой заменяет ему подлинно-исследовательский интерес к изучаемому предмету.
Книга не без оснований претендует на всесторонний охват темы, в ней освещается широкий круг вопросов: это и театральное искусство Но в целом (безотносительно к музыкальной составляющей), методы постановки, структура пьес, исполнительский состав (глава I), и культурологический контекст (дополнительные главы), вокальная партия (глава II), инструментарий Но (глава III), инструментальная партия (глава IV), ритм и темп в музыке Но (главаУ). Но, несмотря на солидный объем фактологического материала,
23
книга страдает некоторой фрагментарностью изложения, в которой чувствуется недостаток авторского отношения.
Тем не менее, достижения Тамбы несомненно произвели столь сильное впечатление на его западных коллег, что после опубликования его труда тема оказалась почти закрытой. Пожалуй, особого упоминания заслуживает лишь монография «Театр Но. Принципы и перспективы» [202], вышедшая в 1983 году. Ее автор - представитель знаменитой артистической фамилии Компару и одной из старейших школ Но - Компару Кунио. Хотя эта монография написана не музыковедом, мы говорим о ней именно в рамках данного раздела литературного обзора, и это не случайно. Из восемнадцати глав книги глава двенадцатая посвящена музыке Но - вокальной и инструментальной. Кроме использования достижений своих предшественников в этой области (особенно чувствуется влияние Мольма в том, что касается описания устройства инструментов), в изложении материала чувствуется позиция практика, знающего о предмете не понаслышке. Эта осведомленность изнутри помогает К Компару логично и убедительно говорить об очень непростой музыкальной конструкции Но. Систематизация явлений музыкального ряда спектакля четко просматривается, но не является довлеющим фактором, и это выгодно отличает подход Компару от вышеприведенного взгляда на музыку Но А. Тамбы.
Обзор был бы неполным без учета общих трудов по истории японской традиционной музыки.
Деятельность выдающейся исследовательницы Э. Харих-Шнайдер [195, 196] начинается с середины 60-х годов. В печати появляются ее статьи о разных жанрах японской профессиональной песенной и инструментальной традиции эпохи Средневековья. Венцом ее деятельности можно по праву считать монументальное монографическое исследование «История японской музыки» (1973). Эта книга - поистине кладезь бесценного материала для изу-