Ви є тут

Лейтмотив в русской симфонии

Автор: 
Тихомирова Ольга Вячеславовна
Тип роботи: 
дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172760
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................ 3
ГЛАВА I. Лейтмотив как музыкально-худоэюественное
явление............................................. 9
ГЛАВА II. Семантика и драматургические функции
лейтмотивов в русских симфониях..................... 35
ГЛАВА III. Лейтмотив в музыкальной ткани
симфонии............................................ 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................... 126
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................... 132
ВВЕДЕНИЕ
В современной музыкальной науке большое внимание уделяется изучению содержания музыки и приемов его воплощения. Актуальными и все более значимыми становятся проблемы семантики, этимологии, художественного воздействия музыкальных явлений различного рода. Среди них проблема лейтмотива как одного из способов закрепления смысла в музыке видится интереснейшей и при этом малоизученной в специальных исследованиях.
Проблема лейтмотива затрагивается во многих музыковедческих работах, где лейтмотив однако чаще рассматривается как явление оперное. Среди них можно выделить монографию Г.Кулешовой о композиции оперы, диссертацию Е.Эйкерт «Реминисценция и лейтмотив как факторы драматургии в опере», а также многочисленные труды, посвященные драматургии опер Р.Вагнера, Н.Римского-Корсакова, П. Чайковского, Р.Штрауса,
С.Прокофьева и других оперных классиков.
Однако до сих пор в музыковедении не была достаточно исследована специфика функционирования лейтмотива в инструментальной музыке в сравнении с оперой, претворение в этой сфере его принципов, драматургических возможностей и функций. Частично эта проблема затрагивается в статье М.Михайлова «О тематическом объединении сонатно-симфонического цикла»1, где лейтмотивный метод рассматривается в контексте эволюции
1 См. Вопросы теории и эстетики музыки. Выл.2. -Л., 1963. С. 121 -145.
3
В инструментальную музыку лейтмотив проник тоже в XIX веке, в период романтизма. Однако и в этом жанре можно отметить отдельные принципы, которые предшествовали и предвосхитили лейтмотив. Аналогии возникают в связи с различными вариантами повторного тематизма, к которым относится и лейтмотив. Как неизменный, повторяющийся на протяжении произведения мелодический оборот, лейтмотив близок к сапйде {шшк. Проведение через всю композицию характерного мотива наблюдается также у французских клавесинистов, к примеру, в «Кукушке» Дакена, где эти повторяющиеся мотивы носят изобразительную функцию, но, безусловно, еще не являются лейтмотивами.
Позднее венскими классиками, в частности, Моцартом, эта идея была поднята на более высокий уровень. Наиболее близко к принципу лейтмотива в своих произведениях (симфониях, сонатах, квартетах) подошел Бетховен. У него повторяющиеся элементы уже не просто эпизодические детали текста, а важнейшие образы, влияющие на драматургию (Восьмая фортепианная соната, Пятая симфония, поздние квартеты).
Начало собственно лейтмотива как самостоятельного принципа в инструментальной музыке положил Г.Берлиоз в своих программных симфониях, первая из которых - «Фантастическая симфония» - была написана в 1830 году. Несмотря на то, что термин возник позднее, в сочинениях Берлиоза сам принцип функционирует уже достаточно определенно и ярко. Одной из главных причин закрепления лейтмотивного метода в инструментальной музыке и, в частности, в симфонии, было стремление композиторов-романтиков
13
к образно-смысловой конкретизации музыкального содержания, что привело к расцвету программной музыки. Лейтмотив стал одним из способов реализации этого стремления.
Таким образом, лейтмотив прошел эволюцию от единичного явления до принципа, который охватывает все произведение и более того - почти все жанры определенного исторического этапа -периода романтизма в музыке. В XX веке интерес к данному методу в инструментальной музыке снижается, что, вероятно, связано с тяготением композиторов к более сложным идейно-образным концепциям.
Появившись в музыке, явление лейтмотива стало проецироваться и на другие виды искусства и на жизненные ситуации. Очень часто это понятие трактуется широко. Например, говорят о лейтмотиве всего творчества писателя (автобиографический образ в окружении друзей и знакомых как лейтмотив творчества А.С.Пушкина) или даже целого направления (конфликт идеала и действительности как философский лейтмотив романтизма). Но такое понимание лейтмотива близко понятию темы в общеэстетическом смысле. Нас же больше интересуют такие примеры, которые вызывают аналогии с музыкальным лейтмотивом; они обнаруживаются, прежде всего, во временных искусствах (к роду которых принадлежит и музыка) - литературе, театре, кино.
В каждом виде искусства есть свои эстетические основания для лейтмотивного метода. В литературе мы находим наиболее полное и конкретное, легко запоминаемое выражение смысла, внушение с
14