Ви є тут

Шведская хоровая культура второй половины XX века: вопросы творчества и исполнительства

Автор: 
Глузберг Марианна Леонидовна
Тип роботи: 
вопросы творчества и исполнительства
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
215
Артикул:
172698
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
и
Введение............................................................ 3
Часть I Тенденции развития хоровой культуры Швеции
в период 1945 - 2000 гг.................................. 9
Глава 1 «Культ» хорового пения как основа музыкального
искусства Швеции......................................... 9
§ 1 Основные этапы развития хорового искусства
Швеции в XX веке......................................... 9
§ 2 Особенности системы музыкального образования
в Швеции................................................... 16
§ 3 Ведущие хоровые коллективы Швеции.
\ Исполнительская практика. Принципы работы с хором 25
Глава 2 Новые методики развития слуха.
Учебники сольфеджио современной музыки..................... 35
§ 1 JI. Эдлунд «Modus Novus» («Новый модус»).
Учебник по чтению атональных мелодий....................... 36
§ 2 JÏ. Эдлунд «Körstudier» («Хоровые этюды»).................. 50
§ 3 Г. Эрикссон «Kör ad lib.» («Хоровая импровизация») 62
Часть II Творческие портреты представителей современной
шведской хоровой музыки.................................... 77
Глава 3 Ларш Эдлунд (Lars Edlund)................................... 77
§ 1 Жизнь и творчество......................................... 77
§2 Анализ хоровых произведений............................... 81
г Глава 4 Томас Еннефельт (Thomas Jennefelt)......................... 107
§1 Жизнь и творчество......................................... 107
§ 2 Анализ хоровых произведений.............................. 113
Заключение........................................................... 152
Библиография......................................................... 154
Приложения 159
1. Нотные примеры.................................................... 160
2. Интервью.......................................................... 189
3. Программы концертов Камерного хора Э. Эриксона.................... 202
4. Дискография....................................................... 213
I
ВВЕДЕНИЕ
«Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая знания, обогащает своих соседей. И чем государства просвя-щеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше преумножается сила идей и деятельность всемирного ума». Эти слова, принадлежащие знаменитому философу Клоду Адриану Гельвецию как нельзя более точно объясняют причины на редкость бурного в последние десятилетия развития межнационального общения, как важного фактора современной культуры. Стало совершенно очевидным, что культура - это не просто сумма сочиненных книг, написанных симфоний, живописных полотен, поставленных фильмов и спектаклей. Культура - это прежде всего общение, это символ коллективного общечеловеческого самосознания. Вот почему сейчас все активнее исследуется зарубежный опыт в самых разных сферах человеческой деятельности. Художественной культуре, и, в частности, музыкальной культуре, как одному из важнейших проявлений творческих сил нации, в особой мере присуща способность сближать народы, даже при значительной разнице в традициях.
Поэтому расширяя «географию», мы обращаемся к исследованию шведской хоровой музыки. Внимание к данной теме обусловлено не только тем, что в отечественном музыковедении практически отсутствуют исследования в этой области, но прежде всего тем, что сейчас, когда, к глубокому сожалению, со всей очевидностью просматривается тенденция угасания любви к серьезному, классическому музыкальному искусству, когда по этому поводу все чаще раздаются сигналы тревоги и призывы к «экологии» музыкальной культуры, шведская музыкальная культура является счастливым исключением. Это благополучное состояние шведской музыки поддерживается здесь стараниями государственных и общественных деятелей, педагогов, композиторов, исполнителей. Но несомненно и то, что предпосылки к этому закладывались на протяжении столетий, сформировав издавна сложившееся в Швеции культовое отношение к музыкальному искусству и музыкальному воспитанию, и став тем фундаментом, на котором зиждется сегодня шведская музыкальная культура и в которой хоровое искусство является одной из самых драгоценных и обширных частей.
20
Соприкосновение с техникой в Королевской академии начинается с входной электронной карточки, обеспечивающей свободный доступ к техническим средствам, возможность брать их в техноцентре, записывать свои репетиции, концерты - все это свидетельствует о высоком техническом уровне обучения. Помимо этого, здесь имеются помещения, оснащенные компьютерами и подключенными к ним синтезаторами (для работы над собственными сочинениями и аранжировками при помощи специальных программ таких, как Sibelius, Cappella и др.); все компьютеры в Школе имеют выход в интернет.
Летом 2003 года Королевская академия претерпела реорганизацию структуры: имеющиеся 20 факультетов были соединены в 6 более крупных факультетов, а именно: факультет классической музыки (куда вошли фортепианный, струнный, органный, клавесинный, старинных инструментов), факультет народной музыки, джазовый факультет афроамериканской традиции, факультет музыкальной медии и техники, композиторско-дирижерский и музыкально-педагогический. Причем теория и гармония музыки изучается на всех 6 факультетах, с учетом особенностей и требований каждого из них. Все факультеты имеют исполнительскую и педагогическую специализацию. Педагогический состав вуза интернационален: оркестровое
о
дирижирование ведет Норма Панула (Финляндия), клавесин - Маууими Ка-мата (Япония), афрокубинский танец - Джорж Диксон Дэвис (США).
Вступительные экзамены - это серьезное испытание для абитуриентов. Молодые люди, выдержавшие экзамены, становятся официальными студентами консерватории. Каждый из них получает индивидуальный план занятий, за исключением лекционных предметов. План семестра включает определенное количество часов вокала, дирижирования, фортепиано и.т.д. При этом каждый студент сам отвечает за выполнение почасового плана, удобно располагая предметы в своем графике. Это позволяет совмещать занятия с реализацией различных проектов и работой.
Студентам Королевской академии оказывается содействие в налаживании регулярных контактов с профессиональными коллективами, в организации исполнительской и педагогической практики, мастер-классов, как в стране, так и за ее пределами. Это приветствуется и поддерживается высшими органами школы. Подобные условия для образования превращают
I
обучение в творческий процесс, где студенту предоставлено все для его дальнейшего совершенствования.
Обучению хоровых дирижеров придается большое значение. Хоровой класс является обязательным не только для хоровиков, но и для студентов факультетов церковной музыки, симфоническо-оркестрового, вокалистов, студентов педагогического факультета. Все они проходят и индивидуальный курс хорового дирижирования.
Наиболее талантливые и способные студенты после четырех лет обучения могут продолжить дирижерское образование в качестве аспирантов (ежегодный набор в аспирантуру не превышает четырех человек). При этом приходится преодолевать высокую международную конкуренцию, поскольку в хоровую аспирантуру Королевской высшей школы музыки приезжают поступать многочисленные абитуриенты со всей Европы. После окончания аспирантуры молодые дирижеры становятся профессионалами высшего класса, как правило, это - руководители интересных ансамблей, элитных коллективов как в Скандинавии, так и в Европе и Америке.
К окончанию аспирантуры Королевская высшая школа музыки выпускает красочный рекламный проспект с фотографиями и кратким жизнеописанием выпускников, что придает торжественность завершению процесса обучения и служит добрым стартом в профессиональную жизнь.
Большая заслуга Э.Эриксона в том, что он, будучи в течении двух десятилетий деканом хорового факультета, сумел выстроить модель образования, максимально приближенную к практике. Каждый студент дирижерско-хорового факультета получил возможность работать с высоко профессиональным хоровым коллективом не менее двух раз в неделю. Э.Эриксон создал класс вокального ансамбля - своеобразную творческую лабораторию, пригласив на работу шестнадцать профессиональных певцов из Хора Радио и Телевидения Швеции, а также из руководимого им Камерного хора. Занятия ансамбля проводятся два раза в неделю по четыре часа. Работа приглашаемых певцов хорошо оплачивается консерваторией. С таким высокопрофессиональным ансамблем работают и студенты-дирижеры, и аспиранты (два года обучения). Расширяя и пополняя репертуар, ансамбль приблизительно раз в месяц проводит отчетные концерты. При таком режиме работы студенты получают возможность постоянной исполнительской практики и практики общения с профессиональным коллективом.