Ви є тут

Персонаж как категория музыкальной поэтики

Автор: 
Немковская Вера Ильинична
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
178
Артикул:
133553
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение
Глава I.
Глава II.
Заключение
Список
литературы
Приложение
Персонаж как художественная форма осмысления человека в музыке.
1.1.0 понятии «персонаж».
1.2.0 двух типах персонажа. Музыкальный персонаж в зеркале художественной эпохи.
2.1.Персонаж Барокко: в поисках себя.
2.2.Персонаж «необарокко»: Ьото ігапвсесіепіш.
С.З
С.15
С.15 С.37 С.63
С. 64
С.97
С.І41 С. 149
С. 165
2
Введение
Л.А.Мазель в своей работе «Вопросы анализа музыки» еще в 1978 голу сетовал на существующий в музыкальной науке разрыв между теорией музыки, занимающейся, в основном, вопросами технологии, и эстетикой, подчеркивая: «особенно если иметь в виду не отдельные выдающиеся труды, а музыкознание и музыкально-теоретическую педагогику в целом» /99,11/. И хотя, говоря о необходимости сближения технологической и эстетической позиций, он не использовал понятия «поэтика», его мысль, в числе прочего, была обращена и к ней. Однако до сих пор, несмотря на накопленный достаточно солидный опыт поэтологических исследований, а также активное внедрение в научный обиход самого понятия «поэтика»1, в музыковедении пока еще не выделилось отдельной ветви научного знания, которую можно было бы назвать музыкальной поэтикой. Между тем, в последнее время все явственнее становятся тенденции, свидетельствующие о необходимости оформления ее в самостоятельную теорию, и сделаны определенные шаги в этом направлении. Стремлением способствовать этому процессу продиктовано появление и данного диссертационного исследования.
Самоопределяясь в статусе особого раздела науки, музыкальная поэтика вполне может опереться на достижения смежных наук и, прежде всего, литературоведения, где отрасль поэтики имеет внушительную историю. Интересными для нее могут быть те положения литературной теории, которые касаются определения предмета данной науки, ее разделов, а также их содержания.
1 Вполне обюсэ-потрсбкмыми стали такие выражения, как «поэтика жанра*, «поэтика стиля». «Поэтика музыкальной композит™» - так назывался один из сборников ГМПИ им. Гнссиных. Утвердилось я музыковедении и представление о родовых типах поэтики - лирической, эпической, драматической. Ряд примеров можно было бы продолжить.
3
серьезную основу для дальнейшего исследования данного вопроса. Отдельные мысли этих ученых нашли продолжение и в работах более позднего времени (например, Валькова, 38; Скребкова-Филатова, 144) В перечисленных трудах были обозначены два основных подхода к изучению музыкального персонажа. Эти две позиции позволяют увидеть данное явление как бы «извне» и «изнутри». Первая рассматривает персонаж преимущественно через его функции в структуре художественного мира музыкального произведения. Вторая же - акцентирует внимание на его «внутренней» характеристике, на особенностях его собственного устройства.
В ряде работ, придерживающихся первой позиции, персонаж рассматривается в связи с драматической устроенностью художественного мира музыкального произведения. Структура подобного художественного мира обусловливается драматическим сюжетом, участником которого и оказывается персонаж. Таким образом, музыкальный персонаж предстает тесно связанным с более общим понятием сюжета и определяется через свою включенность в него в качестве «действующей силы».
Отмечается, что персонажные свойства в условиях драматического музыкальною сюжета может приобретать «любой выделяемый и фиксируемый восприятием музыкальный предмет» /Назайкинский, 121, 63/, под которым, главным образом, понимается тема, а также какой-либо другой элемент, выполняющий ее функции. Именно тема, предрасположенная к развитию, может становиться носителем сюжетной функции, то есть выступать «действующим лицом». Впрочем, указывается также, что не любая тема обнаруживает способность к персонификации. Е.Назайкинский, например, отличает тему-персонаж от темы-заказа и темы-задания /там же, 155 - 163/. В.Валькова также связывает возможность персонификации лишь с
16
определенным типом тематизма. обозначаемым ею как «концентрированный». При этом она уточняет, что характеристикой «персонаж» может быть наделена в первую очередь классицистская тема /38,94/.
Очевидно, что «персонажем» исследователи называют лишь ту тему, которая обладает соответствующими этой роли качествами: целостностью, выделенностью из остального материала, полновесностью, индивиду ал изированностью. Отмеченные
характеристики и позволяют ей становиться предметом развития-«действия». Оговаривается также и особый характер этого развития .Оно не столько является процессом, сколько «предстает преимущественно в виде цепочки результатов изменения темы, в виде “судьбы” темы» /Чернова, 167,46/.
Заметим, что такое понимание музыкального персонажа (равно как и музыкального сюжета) в значительной мере близко литературному и театральному. В музыку переносятся не только литературоведческие или театроведческие его трактовки, но и в целом, речь о персонаже идет лишь в тех случаях, когда форма существования данного явления в музыкальном произведении оказывается аналогичной литературной или театральной, вызывая соответствующие ассоциации. Относительно того музыкального материала, на который большей частью ориентированы исследования (произведения сонатно-
симфонических жанров с их театральным генезисом, программные сочинения, непосредственно связанные с литературным первоисточником), это, действительно, оказывается справедливым. Однако, возможно ли функционирование персонажности в музыке другого генезиса, жанра? И возможна ли иная трактовка персонажности в музыкальном искусстве?
17