Ви є тут

Проблемы истории и теории массовых музыкальных представлений Нового времени

Автор: 
Ковшарь Инга Федоровна
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
272
Артикул:
133969
179 грн
Додати в кошик

Вміст

3
Введение
Как известно, массовые музыкальные представления, действа, зрелища и празднества, наряду с другими массовыми, высокими жанрами музыки и народным творчеством составляют часть музыкальной культуры, на этапах ее прошлого, настоящего и будущего. Однако, в противоположность вышеуказанным сферам культуры, массовые музыкальные празднества, их история и теория до сих пор еще не исследованы наукой, и эго свидетельствует об актуальности темы настоящей диссертации. Кроме того, обращение к подобной теме отвечает таким тенденциям современной науки, как интерес к анализу массовых феноменов, занимающих приоритетное положение в культуре начиная с XX века, и феноменов, находящихся на стыке различных областей науки.
Степень научной разработанности проблемы вплоть до настоящего
времени очень слаба . Подобное обстоятельство вызвало у автора пристальный интерес к этому жанру еще более 10-ти лег тому назад и привело к написанию ряда работ по данной проблеме2.
Процесс создания указанных работ сопровождался преодолением целого ряда трудностей. Вот наиболее значительные из них.
1 В какой-то мере имеют отношение к заявленной теме известные исследования Ж.Тьерсо («Празднества и песни Французской революции», русск. пер. под ред Л.Рабиновича. М., 1933) и Л. Радиге («Французские музыканты эпохи Великой Французской революции», русск. пер. под ред. М. Иванова-Ворецкого. М., 1934), а также работы выпускников Московской государственной консерватории — И. Воловик («О массовых музыкальных действиях 20-х годов», 1976) и В. Лензона («Музыка советских массовых революционных праздников», 1987).
J Имеются в виду, главным образом, учебные пособия «Музыка массовых представлений». М., 1991, «Массовые музыкальные представления XX века». М.. 1993, монография «История массовых музыкальных представлений». М., 1996, а также статья «О некоторых принципах формообразования в отечественных массовых музыкальных представлениях XX века» // Музыкально-теоретические образование на рубеже XX—XXI веков. М., МГУКИ, 1999, лекция «Массовые музыкальные представления на рубеже XX—XXI веков», М., 2001, монография «Проблемы истории и теории массовых музыкальных представлений Нового времени», М., 2002.
4
1. Материал по истории и теории массовых музыкальных представлений требовал комплексных знаний из многих областей науки: помимо музыковедения и театроведения, еще из истории, эортологии, культурологии, религиоведения, других аспектов искусствоведения. Часть этих наук до недавнего прошлого вообще не существовала, часть находилась под запретом.
2. Большинство явлений зарубежных массовых музыкальных представлений находились и в эпоху «железного занавеса», и в эпоху «холодной войны» вне зоны досягаемости. Функционирование массовою жанра за рубежом преподносилось в советской прессе в виде кратких оперативных заметок; работы на иностранных языках об исследуемом феномене оставались неизвестными отечественным исследователям. Негативные последствия «информационного голода» фактически не преодолены и сейчас.
3. Многие явления, относящиеся к массовым музыкальным представлениям, ранее по разным причинам вообще не изучались: это образцы, написанные на религиозную тему, или такие, в которых цитируются церковные песнопения; произведения, посвященные царским особам, или описания которых хранились в архивах, секретных фондах и т. д.
Положение изменилось фактически только с началом перестройки: тогда начали формироваться условия, необходимые для исследования массового жанра.
Объектом исследования являются массовые музыкальные представления Нового времени как органическая часть культуры, а предметом — проблемы их истории и теории.
Цель работы определяется как попытка целостного анализа, основанного на синтезе «горизонтального» / исторические очерки о массовых музыкальных представлениях в различных культурах XIX, первой и второй
27
Музыка массовых представлений современности лишь частично освещена в музыковедческой литературе.
Начало было положено статьями Б. Асафьева «Два течения — две оценки» и «Композиторы, поспешите» (1924), в которых затрагиваются проблемы пленэрной музыки в послереволюционной России. Вопросы музыкальных олимпиад и декад национального искусства, музыки концертов-митингов разрабатываются в коллективном труде «История музыки народов СССР». Определенное значение имел очерк А. Сохора «Массовые жанры» // Музыка XX века. Очерки. В 2-х ч. Ч. 2. Кн. 3, обращенный, в частности, к музыке массовых празднеств 20-х годов. Некоторые материалы были заимствованы из работ «В первые годы советского музыкального строительства в СССР», «Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября. Хроника. Документы. Материалы».
Новый подход в вопросе интерпретации отечественной музыки XX века прослеживается в «Истории современной отечественной музыки», вып. 1—3, в книге «Советская музыка. История и современность» Л. Никитиной,, в сборниках «Московский музыковед» 1990—1991 годов и статье «Последствия неравного брака. Музыка и государственная власть в советской России» М. Тараканова // Отечественная музыкальная культура XX века. К итогам и перспективам, в исследовании «О духовном ренессансе в русской музыке 60-х — 80-х годов» Л. Раабена.
В соответствии с предложенной типологией жанра мы рассматриваем также литературу по вопросу постановок оперных, балетных, драматических с музыкой спектаклей и сценических ораторий на пленэре или больших сценических площадках.
Отдельные факты о деятельности режиссеров в интересующем нас жанре можно найти в мемуарной и театроведческой литературе: «Материалы и статьи» Е. Вахтангова; «Театр. Беседы, собранные Полем Гзеллем» Ф. Жемьс; «Размышления о театре» Ж.-Л. Барро;
28
«Воспоминания, статьи и доклады» К. Марджанишвили (Марджанова); «Статьи, письма, речи, беседы» В. Мейерхольда; «Ищу театр потрясений» И. Охлопкова.; «Режиссер Мейерхольд» К. Рудницкого; «Записки режиссера. Статьи. Беседы» А. Таирова; «Охлопков и театр улиц» H. Велиховой; «Итальянский современный театр» С. Бушуевой; «Рейнхардт» Л. Бояд-жиевой; «Авиньон Жана Вилара» Г. Проскурниковой.
В работах иностранных авторов подробно освещаются представления на пленэре выдающихся режиссеров. Например, спектаклям М. Рейнхардта посвящены книги: Fleichmann В. Max Reinhardt; Max Reinhardt in Europa; Reinhardt und seine Bühne. Дополнением к ним является сборник «Reinhardt М. Schriften, Briefe, Reden, Aufsätze, Interviews, Gespräche, Auszuge aus Regiebüchern». Постановка П. Брука «Конференция птиц» составляет содержание книги: Heilpern J. «Conference of the birds. The story of Peter Brook in Africa». Детали этого и других пленэрных спектаклей режиссера раскрываются в его творческом дневнике «Brook Р. Wanderjahre. Schriften zu Theater, Film und Oper. 1946—1987». Впечатление об Авиньонском фестивале складывается из работ, посвященных деятельности его создателя Ж. Вилара (Roi С. Jean Vilar; Ser nurе M.-T. Le T. N. P. et nous) и ведущему актеру Ж. Филину (Gérard Philipe, souvenirs et témoignages recueillis par Anne Philipe et présentés par Claude Roy). Интересна с содержательной стороны книга основоположника светозвукосиектаклей Р. Удэна (Houdin R. Son et Lumière).
Пленэрным постановкам посвящены статьи: «Дубровниковские игры»
В. Власова, «Рентген» Мериды» 3. Горчаковой, «Легендарному Сусанину»
В. Гуськова, «Никакой гигантомании. Просто „Аида“» В. Игнатова, «Песни на руинах стены» И. О сине кого, «Серьезные игры на лоне природы» В. Павлова, «Нужен ли российскому театру свой Авиньон?» Е. Ролановой, «Стадион слушает „Аиду“ С. Скрылевой, «Площади — наши палитры» Н. Шадриной и другие.