Ви є тут

Уральский город в программных сочинениях композиторов второй половины XX - начала XXI века

Автор: 
Жарова Анна Сергеевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
187
Артикул:
133833
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................................3
Глава 1. Уральский город: генезис и специфика............................25
Глава 2. Уральское горнозаводское поселение как мифологический локус (сочинения М.А. Кесаревой, И.Е. Машукова, А.Н. Нименского,
A.Г. Фридлендера)....................................................44
Глава 3. Уральский город как пространство общественно-исторического бытия
(сочинения Б.Д. Гибалина, Е.Г. Гудкова, Л.И. Гуревича, К.А. Кацман,
B.А. Кобекина, М.И. Сорокина)........................................64
Глава 4. Уральский город как объект лирического переживания автора
(сочинения В.А. Кобекина, А.Н. Нименского, Ян Си Тин)................82
Глава 5. Уральский город в зеркале комического (сочинения В.Д. Бибергана,
А.Б. Бызова, С.И. Сиротина).........................................104
Глава 6. Уральский город как техногенная среда (сочинения О.В. Викторовой,
Б.Д. Гибалина, К.А. Кацман, Н.М. Пузея, С.И. Сиротина, Ян Си Тин....125
Заключение..............................................................141
Список литературы.......................................................155
Список нотных источников................................................173
Музыкальные примеры.....................................................175
3
ВВЕДЕНИЕ
Город — это сложнейший феномен, своего рода перекресток, на котором сходятся традиционный и инновационный векторы технического прогресса, организации социальной и культурной жизни. Он продуцирует особый тип культуры, специфическую психологическую атмосферу и оказывает мощное воздействие на горожан, предлагая им определенные поведенческие модели, вовлекая в специфическую эмоциональную ауру, формируя картину мира каждого из них.
Очевидно, что образ современного общества ассоциируется, прежде всего, с городским населением планеты, находящимся под непосредственным и всесторонним влиянием урбанистической среды1. Благодаря пересечению в городе множества разнородных, порой трудно сопоставимых явлений и процессов, здесь взаимодействуют противоположные тенденции: высокая плотность населения и широкие возможности для реализации потенциала отдельной личности, стремление многих горожан к развитию духовных ценностей и их склонность к агрессивным реакциям и оценкам, необходимость самоопределения личности в ценностно-нормативной сфере и динамизм этой сферы [20; 111,33].
Поскольку в городе, по словам С.В. Пирогова, «сфокусировались все сферы жизнедеятельности человека: в нём человек живёт, работает,
саморазвивается как личность в психологическом, социальном и метафизическом планах» [137,3], названный феномен вызывает неослабевающий интерес у представителей науки, литературы, искусства, и интерес этот постепенно возрастает пропорционально тому, как все большая часть населения планеты становится городской. В настоящее время учеными
1 Это подтверждается статистическими данными. В конце прошлого столетня городское население планеты составляло свыше 41% населения всего мира, а в некоторых европейских странах до 80% жителей государства. Сейчас в мире более 2,5 тысяч городов с населением более 100 тысяч жителей, в том числе насчитывается свыше 200 городов-«миллионеров» [53,31]. В России по данным на I января 2009 г. -
11 городов с населением более 1 миллиона человек [32].
17
А.Н. Нименский, С.И. Сиротин, М.И. Сорокин, А.Г. Фридлендер -Гжатеринбург; И.Е. Машуков — Пермь; Е.Г. Гудков - Челябинск). Кроме того, привлечена музыка некоторых авторов, живущих ныне в Санкт-Петербурге (В.Д. Биберган), КНР (Ян Си Тин). Каждый из них в свое время был связан с Уралом, творил на этой земле и внес свой вклад в ее культурно-музыкальную историю.
Жанровый состав изучаемых сочинений разнообразен: кантаты, хоровые и инструментальные сюиты, оперетта, программные симфонические поэмы, оркестровые пьесы, электронные композиции. В определении хронологических границ исследования учитывалась реальная картина бытования музыкальных произведений об уральском городе: все они были созданы за последние несколько десятилетий. По-видимому, это объясняется интересом к городской тематике, который объективно возрос в заявленный период.
Предмет исследования - представленные в программной музыке образно-содержательные грани концепта «уральский город» и универсальные для всех граней признаки, характеризующие изучаемый феномен как целое.
В соответствии с заявленной целью в диссертации ставятся следующие задачи:
1) обосновать возможность использования понятия «концепт» по отношению к программным музыкальным сочинениям;
2) охарактеризовать содержательные фан и концепта «уральский город», отраженные в словесных профаммах рассматриваемых опусов;
3) разработать классификацию звукообразов уральского города;
4) выявить специфику городской образности в произведениях разных композиторов;
5) обозначить место музыки об уральском городе в контексте отечественной и мировой музыкальных культур;
6) наметить перспективы дальнейшей разработки данной темы.
Концепция исследования базируется на следующих положениях.
18
1. Концепт «уральский город» в программной музыке - это словесномузыкальный образно-содержательный феномен.
2. Для вербальных текстов, предпосылаемых программным музыкальным сочинениям о городе и апеллирующих к экстрамузыкальной сфере значений (мифологические представления, факты истории, художественной культуры, эмоциональный мир человека и др.), характерны пять содержательных сфер, репрезентирующих основные грани исследуемого концепта:
а)уральское горнозаводское поселение как мифологический локус;
б) уральский город как пространство общественно-исторического бытия;
в)уральский город как объект лирического переживания автора;
г) уральский город в зеркале комического;
д) уральский город как техногенная среда.
3. Обозначенным сферам в музыке соответствуют пять типов звукообразову каждый из которых создается в опоре на определенный круг музыкально-выразительных средств, в тех или иных формах претворяемый разными авторами. Существенно, что в одном музыкальном произведении могут быть представлены различные звукообразы.
«Образ» как некий феномен, являющийся воссозданием объекта в эмоциональной сфере и сознании человека, вбирает в себя совокупность разнообразных характеристик (предметных и структурных), дающих на основе имеющегося опыта и знания представление о предмете в целом даже мри недостатке эмпирических данных. Сложность и в то же время специфика образов заключена в их процессуальности, эфирно-текучей природе, имманентной субъективности [27,246-247]. Образу не свойственна жесткая унификация, он не единичен, а «всякий раз заново реализуется в воображении адресата владеющего “ключом”, культурным “кодом” для его опознания и уразумения» [145,677]. Важно, что образ коммуникативен, диалогичен по своей сути. Высказанные положения в полной мере соотносимы со звуковыми