Ви є тут

Социально-характерные черты развития музыкальной культуры Казахстана в 20-е - середине 30-х годов

Автор: 
Гринберг Вениамин Исаакович
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1983
Кількість сторінок: 
214
Артикул:
134277
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Стр.
ВВЕДЕНИЕ....................................................4
Глава I. СИСТЕМ КУЛЬТПРОСВЕТА - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ КАЗАХСКОЙ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.................20
1. Коммунистическая партия и культурная революция В республике.........................о 20
2. Нзркомпрос и единая трудовая школа ........... 24
3. Культпросвет как новая социально-коммуникативная система..................................29
Глава П. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДОВ КАЗАХСТАНА
КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕСТВЕННОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ* * 39
1. Основные периоды. Обоснование периодизации, . 39
2. Место музыки в общественной жизни городов Казахстана в первые годы революции................42
3. Культпросвет и музыкальная жизнь городов. . . 33
4. Взаимопроникновение разных национальных культур на территории республики. Деятельность A.B. Затаевичз..............................57
5. Годы 1926-1935. Черты качественно-нового в музыкальной жизни городов Казахстана..............67
6. Концертно-гастрольная деятельность.............73
7. Первые профессиональные музыкальные коллективы..............................................82
Глава Ш. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА КАЗАХСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО УСТНОЙ ТРАДИЦИИ В 20-х- СЕРЕДИНЕ 30 ГОДОВ...........................102
I. Две ветви в "национальном11 искусстве. . . . 102
- 3 -
2. "Общественно-функциональная специфика музыкального искусства устной традиции.................104
3. Черты нового в содержании казахского
искусства..........................................106
4. Концертность как форма приобщения масс
к искусству........................................112
5. Казахская советская песня..........................114
Глава 1У. СОЦИАЛЬНО-ХАРАКТЕРНЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ГЕНЕЗИСА НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА...........................123
1. Элементы театра в народном творчестве..............123
2. Первые шаги национального театрального искусства..............................................128
3. Роль партийных и советских органов в становлении казахского театрального искусства.....................................................131
4. Казахский профессиональный театр................137
5. Качественно-новый этап эволюции музыкального театра............................................140
6. Общественное значение организации и деятельности Музыкального театра..........................159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................163
ЛИТЕРАТУРА.....................................................171
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................186
Глава I СИСТЕМА КУЛЬТПРОСВЕТА - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ КАЗАХСКОЙ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
I. Коммунистическая партия и культурная революция
в республике
20 ноября 1917 года Совет Народных Комиссаров опубликовал обращение "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока". Советское правительство положило конец колониальной политике старой России, признало свободными и неприкосновенными обычаи, верования, национально-культурные учреждения народов бывших мусульманских окраин.
В январе 1918 г. Третий Всероссийский съезд Советов принимает "Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа".
В.И. Ленин, участвовавший в работе съезда сказал во время своего выступления: "У нас, в России, в области внутренней политики теперь окончательно признан новый государственный строй социалистической Советской республики как федерации свободных республик разных наций, населяющих Россию..."*.
Позицию Советского государства в области национальной политики закрепил X съезд РКП(б), следующим образом определив задачи партии: "...помочь трудовым массам невелико-русских народов... помочь им:
а) развить и укрепить у себя советскую государственность в формах, соответствующих национально-бытовым условиям этих народов;
б) развить и укрепить у себя действующие на родном языке... администрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей местных, знающих быт и психологию местного населения;
I. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 35, с. 286*
- 21 -
в) развить у себя прессу, школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просветительные учреждения на родном языке;
г) поставить и развить широкую сеть школ... на родном языке: (в первую голову для киргизов, башкир, туркмен, узбеков, таджиков, азербэйджанов, татар, дагестанцев) для ускоренной подготовки туземных народов..." по всем областям управления и прежде всего в области просвещения"^.
Таким образом, уже с первых дней революции национальная политика Коммунистической партии убедительно показала "свою жизненность, гуманность, соответствие коренным нуждам широ-
О
чайших трудящихся масс прежде отсталых и угнетенных народов" .
Составной частью и характерной чертой социалистической революции является, как известно,культурная революция. Ее теория, всемирно-историческая значимость блестяще обоснованы в работах В.И. Ленина, давшего глубокий анализ связи переворота в политико-экономической сфере с переворотом в культуре. "Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации", - заявил В.И. Ленин с трибуны Ш Всероссийского съезда Советов. Так была всенародно объявлена программа культурной революции.
Культурная революция - общая закономерность для всех народов, ставших на путь социалистического развития. Это, однэ-
1. КПСС в резолюциях... Изд. 8-е, доп. и испр. М., 1970, с. 250.
2. Проблемы государственного строительства в первые годы Советской власти. Сборник статей. Л., 1973, с. 166.