Введение
Общая характеристика работы
Антонио Мария Валенсия (1902-1952) занимает одно из центральных мест в истории музыкальной культуры Колумбии первой половины XX века. Творческий путь Валенсии - это путь создания национального искусства на основе взаимодействия музыки Колумбии с европейскими музыкальными традициями. Его творчество с полным правом можно сравнить с наследием таких композиторов, как К. Чавес (Мексика), Э: Вила-Лобос (Бразилия), А. Хинастера (Аргентина).
Приступая к исследованию жизни и творчества. А.М.Валенсии, изучая существующие материалы о композиторе, приходится констатировать, что они не дают полной картины его личности и деятельности. Литература о композиторе на испанском, языке ограничена двумя работами. Первое исследование было предпринято А.Пардо Тобаром (1911-1972), известным музыковедом- и музыкальным критиком,, основоположником музыковедения в Колумбии. Его труд «Музыкальная культура Колумбии», результат многолетних исследований, до сих пор считается- фундаментальным в данной- области. А.Пардо- Тобар был учеником Антонио Марии Валенсии,- а со временем стал его близким другом и* соратником. В его работе «Антонио Мария Валенсия, полный образ артиста» 180] наиболее важным-является стремление дать краткую характеристику не только творчества, но и музыкально-просветительской деятельности композитора. частности, достаточно подробно
рассматривается работа А.М.Валенсии «Краткие заметки о музыкальном образовании в Колумбии» [96]. Несмотря на небольшой объем - всего 40 страниц - исследование А.Пардо Тобара является ценным источником для дальнейших музыковедческих изысканий.
Вторым исследованием, посвященным Л.М.Валенсии, является двухтомный труд, принадлежащий перу Марио Гомеса-Виньеса, одного из ведущих в современной Колумбии композиторов, музыковедов и педагогов.1 В работе М.Гомеса-Виньеса «Жизнь и творчество Л.М.Валенсии» [60] подробно освещается творческий путь композитора, содержится обширный документальный материал, приводится краткая характеристика произведений, а также восстановленная и уточненная ученым хронология творческого процесса. Во втором томе исследования опубликованы все произведения Л.М.Валенсии под редакцией М.Гомеса-Виньеса, за исключением сарсуэлы «En Virlandia» («Вирландия») и обработок произведений других композиторов. Этот научный труд был удостоен американской премии «Роберт Стивенсон» в области музыкознания (CIDEM - О.Е.А., Washington, 1993), памятных медалей Института искусств города Кали (1994) и мэрии Кали (1994).
Имя Антонио Марии Валенсии практически неизвестно в России, его-музыка здесь - не исполняется. Работы, специально посвященные Л.М.Валенсии, отсутствуют в русском музыкознании, хотя его творчество упоминается в историческом очерке П. Л. Струйского «Национальная музыкальная культура» [20].
Настоящая диссертация задумана как комплексное исследование жизненного и творческого пути Л.М.Валенсии. Поэтому одной из ее задач было установление периодизации творчества композитора,, в. рамках
1 М. Гомес-Виньес родился в 1936 году в Сантьяго де Чили (Чили), с 1960 года живет и работает в Колумбии. Является автором многих инструментальных произведений, среди которых «Фантазия и фуга» для ф-но (1963), Concerto Grosso для струнного оркестра (1965), «Симфонические метаморфозы» (1968), Кантата Breve «Эпизод и Элегия» для смешанного хора a cappella (1970), «Шесть шестых на шесть» для гитары (1976), Концерт для клавесина, гитары и струнного оркестра (1992). Один из ведущих музыкальных критиков и публицистов (более 150 статей и рецензий), преподаватель гармонии, анализа и истории музыки в ведущих университетах Колумбии. С 1981 по 1986 год работал директором, консерватории им. Л.М.Валенсии в Кали.
Структура диссертации. Представленная к защите работа состоит из Введения, трех Глав и Заключения. Первая глава отражает в общем плане историческую панораму развития колумбийской музыкальной культуры и краткую характеристику национального музыкального фольклора. В двух последующих главах исследуются жизненный путь и творческое наследие композитора. Работа включает приложения: библиографию, примечания, нотные примеры.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры истории- зарубежной музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории в декабре 2006 - ноябре 2007 гг.
Содержание' диссертации, послужило, материалом для доклада, прочитанного на девятом Всероссийском междисциплинарном-семинаре в. Петрозаводске (2006) и опубликованного в сборнике научных материалов. Петрозаводской государственной консерватории (2007).
Глава I. Очерк музыкальной культуры Колумбии.
Народная- музыка Колумбии, возникла в результате взаимопроникновения трех этномузыкальных истоков: элементов
музыкальной культуры индейцев, испанской музыки и традиций различных групп африканских народов..
В* процессе их взаимодействия, происходившем далеко не всегда мирным образом, следует различать два этапа: первый - этап столкновения и, практически, почти полного уничтожения-индейской культуры, и второй - этап взаимопроникновения испанской, индейской и, чуть позже, африканской культур, при ярко выраженном господстве испанской культуры.
Колумбийский музыковед Гильермо Абадия Моралес при классификации фольклора Колумбии предложил использовать
20
территориально-географический признак9. При этом стилевая характеристика народной музыки опирается на синтез культурных истоков, связанных с этническим составом населения: индейцы, метисы (в культуре которых слились индейские и европейские черты), и мулаты (сочетание европейской и африканской культур). Отсюда и различие музыкальных традиций индейцев, креольского фольклора и фольклора, связанного с африканской культурой10.
Не оспаривая правомерности такого подхода и ориентируясь на основные принципы классификации Г.Абадии Моралеса, автор данной диссертации полагает более перспективной для исследования колумбийских музыкальных традиций теорию «вторичного фольклора», предложенную В. Б. Земсковым [12]. Ученый выделяет в культуре латиноамериканских стран два типа фольклора: фольклор коренного населения - индейский, и вторичный, образованный- смешением разных традиций - креольской, метисной'1, африканской. Это тот тип фольклора, который латиноамериканские исследователи определяют как «музыка популяр» («musica popular»). Вторичный тип фольклора возникает в Латинской Америке в эпоху либеральных преобразований и становления независимых государств (конец XVIII - начало XIX вв.). В это время изменяется роль фольклора в духовной жизни народа, ослабевают его
9 В монографии Гильермо Абадии Моралеса «АВС колумбийского фольклора» [34] автор указывает на пять географических зон: Андская зона, зона побережья Атлантического океана, зона восточной саванны, зона побережья Тихого океана и осгровная зона.
10 Территориально-географического принципа классификации фольклора также придерживается колумбийский музыковед О.Маруланда. В своем исследовании «Колумбийский фольклор. Практика культурного единства» [70] автор выделяет те же пять зон, но вместо островной зоны говорит о зоне аборигенов, подразумевая фольклор индейских племен Амазонии и Оринокии. При этом указывает на необходимость более полного и комплексного исследования музыкальных традиций этой зоны.
11 Метисный фольклор - этноисторический «термин, обозначающий фольклор, который характерен для смешанной расы метисов.
- Київ+380960830922