Ви є тут

Творчество Н. Рославца в контексте развития отечественной музыки XX века

Автор: 
Черныш Татьяна Викторовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
175
Артикул:
133551
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
. - ...... - ■ - -1 - - , »г ... -■ — . —
ВВЕДЕНИЕ......................................................... 3
§1. Основные теоретические позиции исследования.................. 3
§2. Магистральные тенденции русской художественной культуры начала XX века: философия- -искусство—музыка........................... 12
ГЛАВА ПЕРВАЯ КОМПОЗИТОРСКИЕ ИСКАНИЯ II. РОСЛАВЦА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 36
"Новая система организации звука*’ Н. Рославна и музыкально-теоретические идеи его времени....................................... 54
ГЛАВА ВТОРАЯ. ТВОРЧЕСТВО II. РОСЛАВЦА: ЯЗЫК И СТИЛЬ (АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ)........................................... 61
§ 1. “Ноктюрн” — романтический полюс творчества композитора 64
§2. “Первый квартет” — торжество рационализма................... 70
§3. "Третий квартет” — в мире стилевых парадоксов............... 74
§4. “Три сочинения" для фортепиано — по ту сторону техники...... 80
§5. “Прелюдии” для фортепиано — “примеряя” образ Скрябина....... 89
§6. Первая и вторая фортепианные сонаты —тематическая драматургия
и синтетаккорд................................................... 95
§7. Вокальная музыка — слово—интонация—синтетаккорд............. 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ТВОРЧЕСТВО Н. РОСЛАВЦА II ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКИ В КОНЦЕ XX ВЕКА................................ 116
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ......................................... 128
НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ:
ГЛАВА 1................................................... 140
ГЛАВА 2.................................................... 146
ВВЕДЕНИЕ
3
§1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Необходимость создания всеобъемлющей картины развития музыкального авангарда начала XX века в полной мерс осознана отечественным музыкознанием и не требует доказательств. Вопросы переоценки ценностей и осмысления культурно-исторических процессов на пороге нового тысячелетия становятся все более актуальными. Художественное поле русского авангарда чрезвычайно интенсивно заполняется новыми именами и явлениями, каждое из которых представляет определенную тенденцию в искусстве. Однако. панорамный взгляд не дает возможности и не ставит своей целью проникновение в сущность и проблематику творчества каждой конкретной художественной индивидуальности. Вместе с тем. творчество многих представителей русского музыкального авангарда начала века нуждается в более глубоком научном осмыслении. К их числу принадлежит Николай Андрее вич Рославсц (18S0— 1944). вписавший собственную, оригинальную "страницу” в историю не только отечественного, но и западноевропейского авангарда.
Творческий мир И. Рославца — яркое и самобытное явление в русской музыкальной культуре начала XX века, музыка композитора обладает особой силой воздействия, поражает своей мп оголи костью и новизной. Его со чинения, несомненно, отмечены печатью таланта композитора, радикальнейшего из новаторов в русском музыкальном авангарде 10—20* годов нашего столетня. Будучи примером радикального новаторства, творчество Н. Рославца в то же время демонстрирует синтез авангардных тенденций с наиболее ценным из наследия прошлых эпох, свидетелыггвует о чуткости и восприимчивости композитора, о сто способности переплавляя многочисленные влияния, создавать собственную оригинальную и неповторимую худо-
16
лес чутка к мистическим веяниям, она встречается с духами, которые закрыты для забронированной западной души.” (29. с. 85).
Особо отмечая апокалиитичность и нигилизм русского духа, авторы сборников “Вехи” и “Из глубины” остаются до конца ему верны: несмотря на пафос высказываний об интеллигенции, статьи проникнут ы настроениями разочарования: революция не дала того, чего от нес ожидали. “Русское общество, истощенное предыдущим напряжением и неудачами, находится в каком-то оцепенении, апатии, духовном разброде, унынии. После кризиса политического наступил и кризис духовный, требующий глубокого, сосредоточенного раздумья, самоуглубления, самопроверки, самокритики...” (29. с. 31).
Несомненно, сильно в среде русской интеллигенции ощущение национальной катастрофы: “С Россией произошла страшная катастрофа. Она ниспала в темную бездну. Русская революция антинациональна по своему характеру, она превратила Россию в бездыханный труп”. (29, с. 55).
Вслед за изменившейся реальностью изменяется и образ человека. В стремлении противостоять катастрофичности сознания рубежной эпохи философия переосмысливает роль человека в природе и в обществе. Одно из центральных мест проблема человека занимает в русском космизме, трем течениям которого — естественнонаучному, религиозно-философскому и поэтически-художественному — принадлежат 11. А. Умов, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров, В. Соловьев, П. Флоренский, В. Одоевский. Именно здесь разрабатывается активная, творческая эсхатолог ия, смысл которой, по словам Бердяева, в том. что “...конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека” (16. с. 258). Космисты убеждены в реальности активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество действует в направлении, продиктованном ему разумом и нравственных« чувством и, таким образом, самостоятельно управляет процессом эволюции.
Следствием таких представлений является учение В. И. Вернадского о ноосфере как “...современной стадии, геологически переживаемой биосфе-
17
рой. ...В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни...” (28. с. 219). В концепции ученого человек предстает как homo faber — человек-ремесленник, человек, создающий искусственные вещи и орудия. Искусственное понимается как исключительно человеческий вклад в наличность мира, который расширяет способности и возможности самого человека, как бы продолжает его органы и дает ему новые: автомобиль, микроскоп. самолет, ракету.
Выступив с критикой представлений о разграничении человеческого и нечеловеческого мира, космисты пытались расширить человечески возможный мир за пределы возможностей “субтильного” “Я”. Эта идея нашла отражение в принципе антропокос.чизма: "...Антропокосмист считает границы, отделяющие “Я” от .. .всего космоса только препятствием на пути к дальнейшей эволюции". (176. с. 187). Таким образом, происходит постепенное освобождение сп' антропо- и геоцентризма, которое отчасти отражено в концепции “панпсихизма” К. Э. Циолковского.
В качестве гипотезы К. Э. Циолковский высказывает мысль о заселенности Вселенной, о возможности жизни на других планетах в прошлом, настоящем или будущем. Как следствие и еще одна часть грандиозной программы возникает проблема космической экспансии человека во Вселенной, когда “...техника будущего даст возможность одолеть земную тяжесть п путешествовать по всей Солнечной системе”. (141, с. 271).
Апофеозом проектов философии космизма становятся мечты о бессмертии: всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными силами пне и внутри себя, ВЫЙТИ в космос для его активного освоения и преображения, обрести новый, бессмертный космический статус бытия, причем в полном составе прежде живших поколений (теория “имманентного воскрешения" Н. Ф. Федорова). С этой теорией смыкается процесс оббжения — как путь к высшему преображенному человеку в составе бого-человсческого единства, который идет через обретение человеком все более высокого онтологического статуса (актуальный для философов религиоз-