ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................... 3
Глава I. Музыка и хореография как элементы сценического целого... 26
1. От процесса создания к зрительскому восприятию.................. 26
2. Типы соотношений в исторической эволюции жанра (до конца XIX века)......................................................... 45
Глава II. Становление имманентно-музыкальной композиции в балете: от детерминирования к сопряжению.......................... 61
1. Валеты 1910-х годов в свете эволюции жанра,
реформа балетного театра........................................... 61
2. Разрушение синтетического целого................................ 88
Глава III. На пути к формированию новой целостности:
от музыки дансантной к взаимодействующей.......................... 111
1. Театральные искания 1920 — начала 1930-х и новые пути балета.... 111
2. Контрапункт пластического и музыкального в хореодраме......... 129
Заключение........................................................ 152
Библиографический список......................................... 157
Приложение 1. Указатель русских балетов первой трети XX века 176
Приложение 2. Список использованных в работе клавиров
и партитур........................................................ 187
Приложение 3. Нотные примеры.................................... 189
Приложение 4. Фотографии декораций и костюмов.................... 203
%
Введение
Возрастание интереса к проблеме диалога составляющих в синтетических видах искусства — характерная тенденция современного искусствознания, важной частью этой глобальной темы является вопрос взаимодействия музыки и хореографии в балетном спектакле. Балет синтетичен по природе, степень же сближения звуковой и зрительной координат может быть различной, и от нее во многом зависит результат художественного воздействия спектакля.
Хореография и музыка в балете, подобно слову и музыке в вокальной лирике, музыке и драме в опере никогда не были и не могли быть зеркальным отражением друг друга. Отправной точкой для нашего исследования послужило высказывание Б. Асафьева о взаимодействии составляющих в вокальной музыке: «Область Lied... никогда не может быть полной гармонией, союзом между поэзией и музыкой. Это скорее "договор о взаимопомощи", а то и "поле брани", единоборство. И тут-то и заключается интерес, притягательность и смысл эволюции данных форм. Возникающее порой единство -всегда результат борьбы, если оно не "механистично", не формально» [7, 233].
Ведущим для понимания особенностей взаимодействия искусств в балете становится принцип осмысления целостности процесса создания и восприятия художественного произведения. Проблема синтеза искусств часто рассматривается исследователями на уровне завершенного художественного текста. Между тем, диалог музыки и хореографии пронизывает все ступени жизни балетного спектакля - от первоначальных смутных образов, зарождающихся в сознании авторов-создателей, до финальной законченной структуры, когда произведение становится достоянием зрительской аудитории.
История балетного жанра —это, в первую очередь, история изменения характера взаимодействия видов искусств, в нем участвующих. В российском балете первой трети XX веке сформировались две ведущие тенденции, связанные с проблемой диалога и созданием сценического целого. Первая - фор-
«Моя жизнь в балете» [106] находим подробное описание хореографических эпизодов А. Лядова, И. Стравинского, С. Прокофьева. Ценнейшие материалы об истории создания и первых постановках балетов С. Прокофьева находим в недавно изданных дневниках композитора [142; 143].
Крупный блок исследований, привлекаемых в диссертации, составляют источники о российской художественной культуре первой трети XX века. Это работы о музыкальной культуре; о литературе и поэзии начала XX века; о живописи и театре, модерне, пластических искусствах; ведущих художественных направлениях, тенденциях эпохи, оказавших влияние на все виды искусств. В работах Д. Сарабьянова [137; 138; 139], Г. Стернина [155; 156; 157], Т. Левой [93], М. Арановского [4; 5], М. Неклюдовой [108],
С. Савенко [135; 136] русская музыка, русское искусство рассматриваются в контексте культуры; проводятся параллели между различными направлениями, видами искусств.
Балеты первой трети XX столетия впервые подвергаются специальному исследованию в аспекте единого непрерывного процесса исторического развития жанра; рассматриваются как динамическая цельность. Впервые, с позиции взаимодействия искусств, проанализирован пласт истории жанра, который не подвергался в музыкознании и балетоведении специальному изучению. В исследовании предпринят подход анализа балетного спектакля с разных сторон, включающих пересечение музыкального, пластического, сценографического воплощений художественного образа. В работе выдвинуто положение о формировании в первой трети XX века двух ведущих для развития балетного жанра всего столетия тенденций - неравноправного конфликтного соединения музыки и хореографии, когда составляющие самопроявля-ются с максимальной интенсивностью, не образуя целостного слияния и контрапунктического разъединения искусств, где каждому отводится офани-ченная роль, но создастся более тесное взамодействие-взаимопроникновение.
В работе используются методы сравнительного анализа, работы с источниками (привлечен обширный документальный материал). В исследова-
22
нии важен междисциплинарный подход, проводятся параллели со смежными искусствами живописью, драматическим театром, литературой, танцем.
Диссертация опирается на принципы подхода к проблеме синтеза музыки и хореографии в балете и терминологический аппарат, выдвинутые Е. Дуловой. Степень их взаимодействия и функциональное значение музыки в балете зависит от взаимообусловленности (начальной предназначенности) музыки и хореографии, от меры тяготения хореографии к музыке или связи музыки с танцевальными движениями.
Основные положения и аналитические наблюдения, представленные в предлагаемой диссертации, могут найти отражение в исследовании проблемы взаимодействия музыки и хореографии как феномена, пронизывающего стадии развития жанра и ступени существования балетного спектакля, которое, несомненно, должно быть продолжено и привести к созданию научной монографии. Практическая ценность состоит также в возможности применения материалов диссертации в учебном процессе - в вузовских курсах истории русской музыки и истории хореографического искусства. Работа также может оказаться полезной практикам - театральным деятелям, хореографам, сценографам.
Работа структурирована в соответствии с поставленными целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, нотных примеров, указатель русских балетов первой трети XX века, список использованных в работе клавиров и партитур, фотографии декораций и костюмов.
Во Введении содержится постановка проблемы, раскрыты ее актуальность и научная новизна, теоретическая и практическая значимость, охарактеризован материал, представлен подробный обзор литературы по основным направлениям, имеющим отношение к теме работы.
Первая глава - ««Музыка и хореография как элементы сценического целого» - раскрывает особенности соотношения составляющих в целостном процессе создания и восприятия художественного произведения и
23
- Київ+380960830922