Ви є тут

Эволюция жанра большого камерно-инструментального ансамбля с участием фортепиано

Автор: 
Царегородцева Любава Михайловна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172838
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ё
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава первая
Глава вторая
Г лава третья
Кристаллизация жанра От барокко к классицизму
Развитие фортепианного камерно-инструментального ансамбля в первой половине XIX века
Большой фортепианный камерный ансамбль второй половины XIX века
Глава четвертая XX век.
Концептуально-стилевые тенденции
Заключение Нотные примеры Библиография
Приложение: Указатель произведений
Хронологическая таблица фортепианных трио
3
25
58
84
123
140
156
163
173
215
1’
3
ВВЕДЕНИЕ
Камерно-инструментальный ансамбль с участием фортепиано представляет собой одну из мощных и содержательных ветвей камерной музыки и занимает важное место в иерархии мирового классического искусства. Творческий потенциал, присущий этому виду инструментальной музыки, способствует его постоянному развитию во всех аспектах художественных проявлений. Непрерывно эволюционируя, эта сфера музыкального творчества совершенствует композиционные приемы и средства выразительности, формирует и развивает традиции ансамблевого исполнительства. Разнообразие и объем репертуара, созданного к настоящему времени, свидетельствует об устойчивом внимании к этому жанру многих поколений композиторов.
Существующий термин «камерно-инструментальный ансамбль с участием фортепиано» в практике музыкантского общения имеет вербальный эквивалент — «фортепианный камерно-инструментальный ансамбль». Это обобщающее определение подразумевает, что ансамблевый состав, помимо струнных, духовых и ударных (в различных их комбинациях), включает в себя фортепиано в качестве обязательного «центрального» инструмента.
Фортепианный камерно-инструментальный ансамбль может быть представлен сочетанием фортепиано с одним или несколькими инструментальными партнерами. В связи с этим и вследствие различий генезиса и количественных параметров возникает необходимость
21
Во второй главе - «Развитие фортепианного камерно-инструментального ансамбля в первой половине XIX века» - прослеживаются особенности становления романтического стиля в крупных инструментальноансамблевых формах и его расцвет в творчестве ранних романтиков. В третьей главе — «Большой фортепианный камерный ансамбль второй половины XIX века» - показаны вершинные достижения этого периода и накопление тех стилевых качеств, которые свою реализацию получат уже в XX веке. И, наконец, в четвертой главе «XX век. Концептуально-стилевые тенденции» в качестве одной из важнейших особенностей в области инструментальной ансамблевой музыки XX века рассматривается стремительное расширение границ художественно-стилевого спектра. Такого стилевого разнообразия не знала, пожалуй, ни одна из предшествующих эпох. Перемены в общественном сознании катализировали синкретичность музыкальной лексики, что, соответственно, предопределило множественность новаций в сфере стиля. Тенденции этого времени многолики и охватывают, пожалуй, всю шкалу стилевых позиций от классических нормативов до экстрановационного экспериментирования.
Принципиальным в исследовании является то, что оно охватывает, в сущности, весь основной материал интересующего нас жанра в его движении от истоков до последнего времени, и этот материал рассматривается в контексте общих стилевых процессов музыкального искусства от эпохи Барокко до рубежа XXI столетия. При этом важно отметить, что предлагаемое исследование нацелено в конечном счете на то, чтобы эффективно использовать научные данные в реальной исполнительской практике.
Как справедливо отмечает Е.Назайкинский: «...именно музыкальное произведение - конечный продукт творчества композитора - является главным объектом и для исполнителей, и для слушателей. Оно вообще
22
оказывается центральным предметом в мире профессиональной музыки...» [171, 5]. Нотный текст, как своеобразное овеществление идей и формы музыкального произведения, имманентно несет всевозможные проявления стилевых перемен, в той или иной степени фиксируя их. Реальные произведения искусства по-разному отражают эволюционные процессы. Одни вполне адекватны им и закрепляют их характеристики; другие, накапливая признаки нового, исподволь готовят качественные изменения или знаменуют появление другого стиля; третьи, находясь в арьергарде, тормозят поступательное движение эволюции; четвертые - становятся вневременными высшими достижениями, как авторского стиля, так и стиля эпохи.
Отличительной чертой диссертации является стремление наиболее полно представить все стилевое многообразие жанра. В качестве объектов анализа избираются как самые значительные и показательные, так и малоизвестные, редко исполняемые произведения. При этом наиболее пристально рассматривается творчество тех композиторов, чьи творения в этом жанре наиболее ясно отражают сущность эволюционных процессов. Предметом анализа становятся выборочные сочинения, как нормативных инструментальных составов, так и ансамбли ненормативные (например, различные комбинации струнных, духовых, ударных инструментов и фортепиано).
Учитывая значительный объем художественного материала исследуемой области, обширной по авторскому представительству и художественному содержанию, анализ конкретных произведений сознательно представлен с максимальным лаконизмом. В диссертации используется семиографический материал, иллюстрирующий тезисы и конкретные объекты исследования.
Автор не стремится ввести в работу исполнительские анализы, сравнения, параллели, предпочтительные принципы, поскольку