Ви є тут

Фортепианное исполнительское искусство Екатеринбурга : История и современность

Автор: 
Горбовец Людмила Осиповна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275030
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................... 3
Глава I. ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОРТЕПИАННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ ХУШ-Х1Х вв. 12
1.1. Любительское музицирование и его формы..................... 12
1.2. Художественно-театральная жизнь и музыкальное образование 25
Глава II. СТАНОВЛЕНИЕ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ПИАНИЗМА XX в. (стилистический аспект)..................................... 50
2.1. Традиции европейских пианистических школ в фортепианном искусстве Екатеринбурга............................................. 51
2.2. Особенности развития фортепианного искусства Екатеринбурга (193 0-1 960-е гг.).............................................. 75
Глава III. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ИСКУССТВЕ ЕКАТЕРИНБУРГА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX в......................... 105
3.1. Кризис романтической идеи и развитие «интеллектуального пианизма».......................................................... 105
3.2. Черты постмодерна в творчестве пианистов «новой волны» ... 117
3.3. Фортепианные сочинения и «авторский пианизм» В. А. Ко-бекина............................................................. 125
Заключение.................................................. 138
Библиографический список.................................... 141
Приложение 1. Список фонограмм.............................. 171
Прилоэюение 2. Список фортепианных сочинений композиторов Екатеринбурга...................................................... 181
Приложение 3. Хронограф событий общественно-культурной жизни Екатеринбурга ХУШ-Х1Х вв........................................ 190
ВВЕДЕНИЕ
Диссертация посвящена изучению фортепианного исполнительского искусства Екатеринбурга, значительной и художественно своеобразной ветви отечественного пианизма. Хронологические рамки исследования очерчены ХУШ-ХХ вв. В последние десятилетия XX века (на фоне интеграционных процессов во всех областях жизни) усилился интерес к явлениям, происходящим на региональном уровне, в том числе и в сфере музыкальной культуры. Проблематика функционирования искусства в провинции дает богатый материал для понимания закономерностей развития искусства в целом и осмысления значимости в его структуре локальных источников.
Жизнь провинции, нередко насыщенная весьма значительными художественными событиями, издавна служила источником, питавшим крупные культурные центры. Однако ввиду исторически сложившегося иерархического подчинения социокультурного пространства страны столице, эти процессы почти всегда оставались «в тени» исследовательского внимания, как и явления, происходящие на периферии «магистрального сюжета» истории искусства. Примером этого служит фортепианное исполнительское искусство Екатеринбурга.
Статус города, где активно развивались художественные ремесла, камнерезное и ювелирное искусство, литейное дело, диктовал динамичное развитие культуры и образования. Екатеринбург нуждался в хорошо обученных кадрах. Потому истоки зарождения фортепианного искусства Екатеринбурга можно отнести уже к XVIII веку. В обществе формируется определенная художественная среда, растет популярность домашнего музицирования, развивается любительское концертное исполнительство, что постепенно приводит к становлению профессионального фортепианного искусства.
Если прежде умение играть на фортепиано и сам инструмент были явлением крайне редким в быту екатеринбургских жителей, продуктом подража-
19
инструменталистами — позволяло вести целенаправленную просветительскую работу, что способствовало повышению уровня культурной жизни города. Гастролеры подобных задач осуществлять, разумеется, не могли. Кружок долгое время был единственной в городе стационарной театральноконцертной структурой, в отличие от гастролирующих профессиональных трупп. Тогда же при Благородном (или Общественном) собрании, созданном в 1873 г., появился еще один любительский симфонический оркестр, что значительно расширяло возможности концертной деятельности.
По откликам прессы можно судить о регулярности концертов, составе их участников и содержании исполняемых программ. Так, в еженедельных музыкальных обзорах за 1884-1886 гг. сообщается о значительном числе музыкальных вечеров, устроенных Кружком [359; 377; 416]. Рецензент одного из обзоров, в частности, пишет о «похвальном выступлении» в концерте г. Николаева (прощальный перед отъездом в Санкт-Петербург) пианистов Л. И. Всеволодовой, С. И. Герца, тенора П. Ф. Давыдова, баса И. Ф. Керн, а также хора музыкального кружка [360].
Другой сообщает: «10 апреля Екатеринбургским музыкальным кружком дан был спектакль в пользу общества вспомоществования бедным учащимся мужской гимназии. Вечер начат был вальсом Лисберга, исполненным в 4 руки учениками гимназии Таль и Иосса. Следующим номером был пропетый г-ном Шаньгиным «Лесной царь», потом тоже учеником гимназии исполнена была ария Сусанина из оперы «Жизнь за царя». <...> При некоторых недостатках в технике голос певца по силе и приятности тембра является далеко недюжинным, что дает нам смелость советовать Г. М. заняться серьезной обработкой столь хороших задатков» [366]. Упомянуто также о благотворительных акциях в пользу «недостаточных студентов Екатеринбургской гимназии и Алексеевского реального училища» [362].
К этому времени в городе открывается несколько частных музыкальных школ. Из наиболее авторитетных учебных заведений назовем организован-
20
ный по программе консерватории «специальный фортепианный класс» П. Ы. Фоминой, где преподавались в дополнение к основному предмету теория, сольфеджио, совместная игра. «Публичные упражнения в музыке» учащихся школы Фоминой проходили в зале Благородного собрания, собирая большое число слушателей. Они отличались не только сложностью программ, но и качественностью исполнения.14
Растет спрос на инструменты, нотные издания, как популярные, так и серьезные. В городе открывается несколько магазинов по продаже инструментов, музыкальных принадлежностей, нот и книг о музыке. Таковы известные музыкальные магазины пианиста Цеслинского13, настройщика роялей и пианино Кеттерера, чья специальность оказалась чрезвычайно востребованной,16 поскольку в это время, как писали газеты, «из 5 екатеринбургских домов в одном непременно найдется фортепиано» [352].
В 1884 г. появляется объявление об открытии фабрики роялей К. П. Маттисона, который «много лет был старшим мастером у московских фабрикантов» [360]. В Екатерин бурге этих лет мы находим собственное нотное издательство при музыкальном магазине Е. И. Иванова.17 Здесь печатаются, наряду с другими, сочинения В. С. Цветикова. Интересно, что фортепианные пьесы часто предлагаются покупателям в сольном и дуэтном вариантах (иногда автор переложений — сам владелец издательства, музыкант-любитель Е. И. Иванов)18.
14 Отчет об одном из них: «Прослушав в исполнении учениц увертюру «Эгмонт» Бетховена, 3 рапсодию Листа и другие пьесы, г-жа Туа (Терезина Туа находилась на гастролях в Екатеринбурге — Л. Г.) нашла, что постановка музыкального дела у г-жи Фоминой правильна, и что учащиеся обнаружили серьезные успехи» [406].
15 В объявлении, анонсировавшем его кІауіегаЬепсІ, пианист отрекомендовал себя учеником Таузига [356].
16 В объявлении, помещенном газетой «Екатеринбургская неделя», сообщается: «У фп. мастера Ф. М. Ксгтерсръ <...> продается тут же игальянская скрипка Николая Аматти 1636 года и альт хорошего тона и работы» [366].
17 Подробнее об издательской деятельности в Екатеринбурге конца XIX - начала XX вв. см.
[299].
1:1 См.: «Патруль кругом лагеря» соч. 403 для фортепиано А. Г. Контского, пианиста двора Е. В. Императора Германского. Аранжировал для фортепиано в 4 руки Е.Иванов.— Издание Е. И. Иванова. Цена в 2 руки — 80 к., в 4 руки — 1 р. Собственность издателя для всей России.