Ви є тут

Претворение русского фольклора в современной хоровой музыке : 1980-2005 : основные тенденции, новые композиторские подходы

Автор: 
Петров Алексей Кириллович
Тип роботи: 
1980-2005
Рік: 
1980
Артикул:
172590
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Первая глава. Значение русского фольклора как художественностилевого истока новейшей музыки России: развитие основных тенденций 1960-70-х годов и новые композиторские подходы.
1.1. Расширение сферы фольклорных заимствований.
1.2. Приемы театрализации в исполнении хоровой музыки фольклорной тематики.
1.3. Стилевое сближение и синтез народной и академической традиций хорового исполнительства.
1.4. Жанрово-стилевые и образно-содержательные особенности новейших фольклоризированных
произведений. Тенденция синтеза народного и церковного музыкальных начал.
1.5. Разнообразие композиторских методов претворения фольклорного материала.
Вторая глава. Методы претворения фольклора в композиторском творчестве. Реконструирование фольклорного жанра.
2.1. Обработка (В. Калистратов, А. Флярковский, С. Екимов).
2.2. Цитирование (Р. Щедрин, А. Ларин, В. Калистратов).
2.3. Стилизация (В. Григоренко, Г. Седельников).
2.4. Использование приемов жанрового реконструирования в крупномасштабной циклической композиции (А. Ларин).
Третья глава. Свободный подход композиторов к фольклору. (Преобразование фольклорного жанра и синтез признаков фольклорного и нефольклорного музыкального мышления).
3.1. Преобразование фольклорного жанра (А. Киселев,
В. Беляев).
3.2. Синтез признаков фольклорного и нефольклорного музыкального мышления.
3.2.1. Произведения на народно-песенные тексты (В. Рубин, Р. Щедрин).
3.2.2. Фольклоризированные опусы на основе произведений художественной литературы (Г. Свиридов, А. Королев,
A. Микита).
Четвертая глава. О соотношении фольклорного и религиозного начал в современной хоровой музыке России.
4.1. Русский фольклор и православное церковное искусство -диалог культурных традиций в современном композиторском творчестве.
4.2. Фольклорное и богослужебное пение: параллели и пересечения.
4.3. «Фольклорно-сакральные» произведения В. Гаврилина,
B. Беляева, В. Рубина, В. Калистратова, Г. Белова,
А. Ларина.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение. Нотные примеры.
96
97
108
131
131
139
145
182
192
207
22
Близкий вариант целостного определения типологических форм композиторского фольклоризма как языково-структурной системы предложен Л. Ивановой. В рамках ее типологической системы выделены следующие основные пункты:
1) целостное включение фольклорного образца в авторский текст;
2) использование элементов фольклора;
3) обращение к принципам фольклорного мышления или «творчески свободный фолъклоризм» [50, 35].
Тот факт, что классификации форм работы композитора с фольклором, предложенные обоими авторами, исходят из преобразования фольклорной жанровости, обусловливает плодотворность их совмещения, применимого в ходе музыкально-стилевого анализа «фольклорных» произведений.
Первый тип фольклоризма в классификации Л. Ивановой — целостное включение фольклорного образца - тождественен признакам жанрового воссоздания в понимании Г. Головинского и Н. Жоссан. Выделяемые Л. Ивановой подтипы (обработка, цитирование, стилизация) содержательно уточняют варианты композиторского использования метода воссоздания фольклорного жанра.
Выделенный в классификации Л. Ивановой второй тип -использование элементов фольклора - включает приемы, дифференцированные Н. Жоссан как жанровый синтез, жанровое сопоставление, жанровое переосмысление и жанровая деформация. Этот ряд Л. Иванова дополняет приемом функциональной переориентации жанра, понимаемым ею как «превращение жанра в тематическую субстанцию, в фактор драматургического развития» [50, 86].
Третий тип - обращение к принципам фольклорного мышления - в терминологической системе И. Жоссан означает взаимодействие и синтез фольклорного и нефольклорного. Для этого типа характерно отсутствие в композиторском тематизме примет конкретного фольклорного жанра или
23
жанров. Оба исследователя говорят о том, что в данном случае жанр, лежащий в основе художественного образа, преломляется через ярко выраженный авторский стиль, опирающийся не на конкретный народнопесенный жанр (или жанры), а на жанровость [40, 20; 50,133]. И Н. Жоссан, и Л. Иванова отмечают, что в третьем типе композиторского претворения фольклора получает активное развитие традиция «русских» сочинений И. Стравинского [40, 27; 50, 121-132].
При обнаруживаемой в целом схожести рассматриваемых классификаций отметим факт несогласованности трактовок понятия «воссоздание» у Н. Жоссан (и Г. Головинского), с одной стороны, и у Л. Ивановой, с другой. Л. Иванова употребляет термин воссоздание в узком значении одной из форм претворения фольклора в рамках фольклоризма второго типа (использование элементов фольклора). Отмечая, что при воссоздании «сохраняется образ-облик фольклорного жанра-первоисточника», она подчеркивает отличие воссоздания фольклорного жанра от его стилизации, заключающееся в том, что воссоздание - это «не имитация фольклорного жанра, а его интерпретация» [50, 86]. Данное определение представляется менее удобным и в настоящей работе не используется.
Корреляция классификационных систем и терминов разных авторов позволяет в настоящем исследовании понятийно конкретизировать область механизмов стилевого взаимодействия фольклорного и профессионального творчества. В целях удобства музыкально-стилевого анализа «фольклорных» произведений для определения основных типов претворения композиторами фольклора используются следующие термины с соответствующими определениями: