Содержание
Введение................................................................3
Глава 1. Возникновение и развитие балалаечного исполнительства (историческая ретроспектива)
1.1. История возникновения балалайки...................................13
1.2. Исполнительство на балалайке в русской фольклорной традиции XVIII -
XIX
веков..................................................................19
1.3. Создание академического направления в балалаечном исполнительстве (роль В.Андреева в возрождении и совершенствовании балалайки, его сподвижники, оппоненты)................................................23
1.4. Особенности развития искусства игры на балалайке в первой половине
XX столетия............................................................36
Глава 2. Балалайка в музыкальной жизни современной России
2.1. Совершенствование конструкции инструмента ........................45
2.2. Сольное исполнительство...........................................53
2.3. Ансамблевое исполнительство.......................................79
2.4. Оркестровое исполнительство.......................................89
2.5. Значение регионального компонента в развитии балалаечного искусства
(балалайка в контексте музыкальной культуры Оренбургского края) 101
Заключение............................................................124
Приложения (копии архивных документов и свидетельств, фотографии,
письма, нотные примеры и т.д.)................... ....................133
Список литературы.....................................................159
3
Введение
В современной музыкальной культуре России искусство игры на балалайке занимает особое место. Пересмотр традиционных представлений о самом инструменте и совершенствование его конструкции, рост исполнительского мастерства и развитие системы профессионального музыкального обучения, обогащение средств музыкальной выразительности и расширение репертуара вывели балалаечное искусство на качественно иной художественный уровень. Изменился статус балалайки. Выявление «академической», концертной функции инструмента, преодоление им границ исторически сложившегося «народного» оркестрового предназначения открыли для современного балалаечного творчества новые перспективы и поставили сложные задачи и для исполнителей и для музыковедов.
Потенциал звуковой выразительности в музыкальном искусстве неисчерпаем. Обусловленный глубочайшими процессами познания мира и человека, он всегда открывает новые творческие возможности для переосмысления звучащей действительности. Функционирование звукового образа возможно только в системе музыкального времени, отражающем характерную специфику процессов становления художественной целостности. Общеэстетическое значение звукового образа выражает «дух» культуры, се существо и обнаруживается в сфере законов его функционирования, через семантико-логические связи музыкальной процессуальности. Причём, музыкальный образ и его бытиё, могут быть осознаны только в единстве исторического и культурологического подходов.
Прогресс музыкальной науки и практики обеспечивается как современными инновациями, так и сохранением традиций, обобщением накопленного в истории научно-технического, эмпирического опыта и использованием его в решении новых задач. В связи с этим целостный подход к исследованию звукового образа балалайки в его историческом развитии, научно-теоретическое осмысление такого феномена как исполнительство на балалайке, выявление его специфики, установление
16
приведены арзамасец - посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнёв, да Шинкурского уезду дворцовый Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яутские ворота, пели песни и в тоё балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яутских ворот на карауле, бранили...» [1, 24]. То, что в данном документе игра на балалайке описывается как обычное явление, не сопровождающееся характерными эпитетами, встречающимися в древнерусских источниках при описании неизвестного инструмента, типа «диковенный инструмент» или «особый род струнного инструмента», свидетельствует о довольно широком распространении балалайки в то время. Сопоставление даты последнего запретительного указа - 1657 год и первого упоминания о балалайке также свидетельствует в пользу данной версии. Следующими печатными источниками, содержащим упоминание о балалайке, является «Реестр», составленный и подписанный Петром I в 1715 году и «Дневник» камер-юнкера Берхгольца 1721 года.
В XVIII веке число упоминаний о балалайке резко увеличивается, что по аналогии с XVII веком — «веком домры» можно назвать «веком балалайки». Балалайка распространяется в Мурманской, Ростовской, Нижегородской областях. По свидетельству архивных документов с середины XIX столетия она встречается в Оренбургской области. Примерно в это же время распространяется в Сибири, чуть позже на Дальнем Востоке.
Письменные памятники XVIII века описывают в основном двухструнный, реже трёхструнный инструмент с треугольным и только иногда с круглым (овальным) корпусом. В «Записках» С. Тучкова, в «Известиях» Я; Штелина наряду с двухструнными упоминаются трёхструнные балалайки.
Подтверждается это и изобразительным материалом. Самое раннее дошедшее изображение балалайки дано в лубочной картинке «Мыши кота погребают», которую считают карикатурой на погребение Петра I (1725).
17
Балалайка, изображённая неизвестным художником, представляет собой инструмент с треугольным резонаторным корпусом. На картине французского живописца Ж. Лепренса «Русская пляска» гриф балалайки в четыре раза длиннее овального корпуса. На другой картине «Русский танец» этого же художника изображен инструмент с укороченным грифом. Двухструнная балалайка с круглым (овальным) корпусом упоминается в «Диссертации о русских древностях» (1795) М. Потри. Таким образом, документально зафиксированные два вида инструмента с различным строем (двухструнная балалайка с длинным грифом и корпусом овальной или треугольной формы и трёхструнная) подтверждают гипотезу об одновременном существовании двух инструментов. Пожалуй, главным недостатком этой версии является то, что о балалайке нет никаких упоминаний в самых ранних письменных источниках.
Первой серьёзной теоретической работой в изучении происхождения балалайки стало исследование А. Фаминцына «Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа» (1891), где он предполагает возникновение балалайки от домры. В XVI - ХУЛ веках в русском обиходе получил большое распространение тамбуровидный струнный щипковый инструмент с круглым кузовом и очень длинной шейкой. Это была домра, заимствованная русскими из Азии. Играли на ней медиатором. Но к началу XVIII века этот инструмент забылся, не проник в музыкальный быт народа.
Действительно, в XVII веке домра очень часто упоминается в различных источниках, тогда как в XVIII веке о ней нет уже никаких сведений. Её место занимает балалайка, до этого нигде не упоминавшаяся. А. Фаминцин утверждал, что возникшая балалайка есть не что иное, как видоизменённая домра. Главным аргументом в этих рассуждениях исследователь выдвигал треугольную форма кузова балалайки, являющуюся единственным национально-самобытным признаком инструмента. Тщательно собранные сведения о внешнем виде балалайки XVII - XIX веков, несмотря на их противоречивость, позволили ему прийти к выводу, что
- Київ+380960830922