Ви є тут

Взаимодействие серьезных и массово-развлекательных жанров в европейской музыке первой половины XX века

Автор: 
Земзаре Ингрида Давидовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
0
Артикул:
556636
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
СОДЕЕНАНИЕ
Введение ..................................................... 2
Глава I. О типологии жанров и эстетической природе
легкой музыки ........................................... 13
Глава П. Взаимодействие серьезной и легкой танцевальной музыки европейской традиции 68
Глава Ш. Взаимодействие серьезной музыки с джазом ............ Ю4
Заключение. К вопросу о синтезе серьезной и современной легкой музыки в 50-х - 70-х годах ............................ 167
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Взаимодействие жанров относится к числу процессов, которые прослеживаются на протяжении всей истории музыки. Оно было и остается посейчас одним из мощных источников эволюции музыкального искусства. Особое значение имел для нее взаимообмен идеями и средствами между серьезной музыкой, с одной стороны, и бытовой, развлекательной, массово-популярной, с другой. Как известно, такое различие в его строгом смысле допускают далеко не все эпохи истории музыкального искусства. Но тем более важным представляется сам факт расщепления единого русла развития музыки на два потока и вопрос о динамике их изменяющихся взаимоотношений. Известно, какую огромную роль сыграла музыка быта при становлении гомофонного стиля, норм классицизма; влияние интонационной сферы народно-бытовых жанров на творчество романтиков; о воздействии романсовнх интонаций на стили Чайковского, Рахманинова; преображение бытовых жанров в творчестве Малера, Шостаковича. Число подобных примеров можно было бы легко умножить.
XX век внес в это взаимодействие свои коррективы. На всем его протяжении шел неуклонный процесс дальнейшей поляризации двух сфер музыки: серьезной и массовой, популярной. Особую остроту он приобрел в рамках буржуазной культуры. Напротив, в советской же музыке, в силу ее идейно-эстетического единства и общей демократической направленности, долгое время ощущалось стремление к слиянию серьезной музыки с такими жанрами, как например, массовая песня, что получило отражение и в опере, и в кантатно-ораториальном творчестве, и даже в симфонии. Вопрос этот неоднократно становился предметом внимания исследователей. Однако советская массовая песня заняла в системе музыкальных
- 21 -
вдих пар), ибо в остальном оба этих уровня имеют много общего. Во-первых, здесь следует выделить общезначимость тематически-об-разного содержания музыки, обращенной к слушателю в этих двух видах коммуникаций. Во-вторых, утверждение положительного идеала, воплощенного соответствующей музыкой. Но это идеалы разного рода. Идеалы, выражающие систему религиозных или -в наше время-чаще политических взглядов,для современного человека не имеют той интимной близости реальным сферам бытия, которая отличает идеал, воплощаемый массово-популярным типом музыкальной коммуникации. Следовательно, можно предположить, что массово-популярные жанры совершают экспанцию и на ближайший тип - они имеют тенденцию расширяться за счет не только театрально-концертного уровня (носит более внешний характер - обстановка исполнения и т.д.), но и за счет ритуально-обрядового типа коммуникации, который к тому же в своих культовых (литургических) формах из быта постепенно исчезает, а в развитом социалистическом обществе уже не имеет места.
Эго явление тесно связано с еще одной проблемой общества наших дней - с проблемой свободного времени. В настоящее время свободным временем обладает любой человек, каждому дана возможность самому строить свои отношения с людьми, искать идеалы, соответствующие самому себе, тем самым интеллигенция - в прошлом привилегированная часть людей, обладавшая свободным временем, -как бы теряет свои права высказываться от имени других, т.е. обслуживать общество своими найденными истинами и идеалами. Человек отказывается положиться на других, он не хочет признавать авторитетов, он требует равноправия и в сфере созидания и потребления идеалов, пиетета к своим желаниям и устремлениям. Изобретенное им самим преобладает большей ценностью и более орга-
- 22 -
ничной силой, чем предложенное другими. Массовый слушатель как бы ищет отдых от слишком отвлеченных идей, и этот отдых находит в реальной истине (зеленая трава, чистая вода, самые неизощренные отношения людей, которые, по словам Сент-Экзюпери, тоже уже стали роскошью). И здесь происходит особыйговорот: действительность, становясь главной целью наших стремлений, сама становится идеалом. Поэтому массовая культура в общем своем широком распространении делает культуру наших дней более будничной, приземленной. Но все же эти проблемы, порожденные научно-техническим прогрессом, только поверхностным взглядом кажутся идентичными в разных социальных системах. Радикальная разница кроется в том, что в условиях социализма резко повышается значение массовой сознательности. Всячески поощряется формирование личностного, сознательного отношения как в сфере действительности, так и идеалов. Это резко отличается от доминирующей тенденции капиталистического общества, где с помощью массового искусства и музыки в частности производятся манипуляции массовым сознанием и формируется конформистская личность, предназначенная для жизни по шаблону.
Все же было, бы упрощенно сделать вывод, что в наших социальны): условиях все происходит гладко и без противоречий. Полноценное эстетическое сознание общества сложное и многогранное явление, становление которого имеет вековые традиции, и наблюдаемая экспансия одного вида музыкальной коммуникации имеет большое значение для формирования всей культуры наших дней.
Тем более важно исследовать процессы, происходящие на столь широкой области музыкальной коммуникации.
Как уже было сказано, массово-популярная музыка сегодня охватывает программы ТВ и радио, дансингов, салонов, варьете, эст-