Ви є тут

Немецкая вокальная лирика XVII века и кантаты И.С. Баха

Автор: 
Сторожук Валерий Константинович
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1982
Кількість сторінок: 
210
Артикул:
133478
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................с. 3
Немецкая вокальная лирика первой половины
ХУІІ века и творчество Генриха Шютца с. 13
.’-л
Немецкая вокальная лирика.-*Л*«.і
между Шютцем и Бахом............................................с. 57
Музыкальная драматургия кантат И.О. Баха.
Проблема традиций и новаторства ............................... с. 105
Заключение с. 177
Литература......................................................с. 183
Нотные примеры..................................................с. 193
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Творческое наследие любого художника в свете культурно-исторического процесса невозможно рассматривать как нечто неподвижное к неизменное. Всякое произведение искусства есть в каком-то смысле средство для общения людей между собой - но также и средство общения поколений и эпох. Представая в окружении новых явлений действительности и художественной жизни, оно может оказаться чуждым км и застыть в своем развитии, оставшись своего рода историческим памятником ушедшего времени. Но оно может и вступить в связь с этими новыми явлениши, прорастая в них к раскрываясь подчас совершенно неожиданными сторонами; тогда оно живет и осмысливается в общественном сознании как живая и актуальная традиция.
Одной из самых мощных к жизнеспособных традиций в европейской музыке последних полутора столетий является влияние творчества Иоганна Себастьяна Баха. Рожденное на рубеже общественно-экономических формаций, оно не только подвело итог почти двухвековому периоду истории немецкой музыки, не только впитало в себя к обобщило все лучшие достижения европейской музыкальной культуры ХУП и начала ХУШ века, но и стало сильнейшим стимулом для музыкантов последующих поколений. Моцарт был первым из тех, кто испытал его воздействие. По словам А. Эйнштейна, знакомство с музыкой Баха приводит Моцарта "к революционному взрыву и творческому кризису" (57, с.158), к углублению в сферу драматических и трагических образов. Спустя еще полстолетия открывают Баха романтики в Германии, а за ними и музыканты других стран Европы - так что, как это ни парадоксально, но музыка Баха для нас моложе, чем музыка Гайдна или Глюка. Не случайно к созданному XIX веком портрету
- 19 -
Тем не менее, воздействие новых итальянских идей на немецкую художественную традицию в Ш1 веке, хоть подчас и выражалось в механической форме заимствования, но в полном своем объеме было явлением гораздо более сложным. При всей захва-ченности новыми выразительными возможностями, музыканты Герма-нии имели перед собой иные художественные цели. Они не могли принять и сделать своей ту художественную атмосферу, в которой родились эти возможности - атмосферу, где искусство было украшением жизни, а не частью ее смысла. "Теплый и радостный католически! №... в музыке культивировал прежде всего изобразительную форму - оперу, - пишет немецкий исследователь Г. Келлер. - Протестантский же Север с его абстрактной духовностью, напротив, ищет выхода из тесноты окружающего мира в царство умозрительности; он творит непреходящее в области абсолютного и церковной музыки" (81, с.II). Характерно, что немцы, приняв итальянский мадригал как музыкальный жанр лирического содержания , отвергли более позднее утонченно-хроматическое маньеркст-ское направление Джезуальдо, Ценна к д*Индия, хотя драматический мадригал Монтеверди в те же годы оказал более заметное влияние. Принимается, усваивается и прорастает только то, что может быть связано с художественным опытом прошлого, к в результате возникает ценнейшая к своеобразнейшая музыкальная культура, единственным существенным недостатком которой, в сравнении с итальянской или французской, можно считать лишь то, что культура эта развивается очень автономно: она может заимствовать идеи со стороны, но ее собственные идеи пригодны только для нее самой.
X л X
Одним из памятников немецкой вокальной музыки позднего Средневековья является известный Лохеймский (Лохамский) песен-
- 20 -
ный сборник, датированный 1452 годом* Близки ему по характеру, но менее известны еще два: Мюнхенский (около 1460 г.) и Глогау-Бременский (1470 г.). Содерясанке этих сборников свидетельствует о связях творчества немецких композиторов с общеевропейскими традициями полифонической песни: целый ряд образцов заимствован из бургундских и фламандских изданий, использование украшений и очертания кадансов указывают на французское влияние. Но ярко видна к специфика немецкой песни и песенности: преобладание трехголосия с проведением напева в теноре (остальные голоса, в соответствии с практикой того времени, могут исполняться как певцами, так и инструментально), более строгая и простая, в сравнении с французами и фламандцами, трактовка сопровождающих голосов с заметной тенденцией к аккордовому изложению. Встречаются и одноголосные образцы. Форма многих пьес напоминает старинную миннезингеровскую Баг-Зе-ып. В целом складывается впечатление, что в Германии светская полифоническая песня ближе к народной танцевально-лирической песенности, чем во Франции или в Италии - ока скромнее, проще к полностью лишена того оттенка камерной утонченности, который иногда встречается у итальянцев и французов. ’’Эти сочинения, - пишет К. Неф, - вышли из того же щедрого источника, как к народная одноголосная песня - из непосредственного отклика на жизнь" (43, с.59). Традиции, намеченные ранними сборниками, находят завершение в песенном творчестве Л. Зекфля (ок. 1490 - 1543) к других мастеров начала ХУ1 века.
Поворотный пункт в истории немецкой музыки, как и в истории всего народа, связан с движением Реформации, эпоху которой Асафьев назвал "самым плодотворным, творческим из всех "кризисов интонаций", предшествовавших французской революции" (6, с.316). Как виттенбергские тезисы Лютера стали в 1517 году вы-