Смирнов, Дмитрий Владимирович
Пути становления и развития отечественной музыкальной фольклористики в начале XX века (Деятельность Музыкально-этнографической комиссии) [Электронный ресурс]: Дис. ... канд.
искусствоведения: 17.00.02 - М.: РГБ, 2005
(Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
Музыкальное искусство
Полный текст:
11^р: //<1±зз . гэ! . ги/с!±зз/02/0285/020285006 .рс1£
Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:
Смирнов, Дмитрий Владимирович
Пути становления и развития отечественной музыкальной фольклористики в начале XX века (Деятельность Музыкально-этнографической комиссии)
Москва 2000
Российская государственная библиотека, 2005 год (электронный текст).
лись прямые параллели между этими весьма различными и далекими культурными пластами.
Уже сам перечень имен авторов, писавших об античности, говорит о том значении, которое придавалось взглядам древних греков и связям их искусства с отечественной культурой в XIX веке. Сравнение древнегреческой теории с русскими песнями в той или иной степени мы находим в работах H.A. Львова, М. Гутри, Ф.П. Львова, В.Ф. Одоевского, А.Н. Серова, Ю.Н. Мельгунова, П.П. Сокальского,
В.И. Петра, А.Л. Маслова, Е.Э. Линевой и других исследователей и собирателей народной песни.
Начиная с H.A. Львова и М. Гутри, сравнивавших обычаи, игры и обряды древних греков и славян, античная концепция прочно входит в культурный контекст эпохи8.
Однако античность в системе теоретических представлений XIX века никогда не рассматривалась в качестве первоисточника. С момента формирования теоретической модели она представлялась как промежуточный этап от “первобытной древности” к современному бытованию народной традиции и неразрывно связывалась с Востоком.
Уже H.A. Львовым музыка древних греков расценивалась как своего рода кульминация в долгом пути исторической эволюции9. Сходство пиндаровой оды с персидской музыкой находил М. Гутри10.
8 “Мы в народном пении нашем наследовали от древних греков не только разделение оного на две части; но в протяжных песнях и некоторое ощутительное подобие мелодии и образ сложения оных” [Львов, Прач, 1955, с. 391, — писал H.A. Львов в предисловии к своему известному песенному сборнику. “Древне Русская музыка имеет разительное сходство с драгоценным остатком Греческой музыки, открытием коего одолжены трудам неутомимого отца Кирхера” [Гутри, 1944, с. 99], — подчеркивает Гутри.
9 “Древние 1реки, у Египтян с протчими художествами и музыку заимствовавшие, довели ее до такого совершенства <...> что действие оной кажется нам чудесами или ложью, чудесам соседственною”, — писал он [Львов, Прач, 1955, с. 38].
10 “Здесь приведу еще мнение славного знатока, доктора Бурнся, который в первом томе Общей истории музыки <...> замечает, что Пиндарова ода совершенно отлична в складе от европейской музыки, и даже от самых древнейших церковных
21
Как и Н.А. Львов, Гутри говорил об общих началах в культуре древних греков и славян, имевших “одинаковое баснословие и одинаковую музыку”, и, кроме того, “одно начало” обусловленное тем, “что оба народа пришли с Востока” [Гутри, 1944, с. 106].
В историческом разрезе рассматривалась греческая культура и А.Н. Серовым11. О существовании пения “гораздо раньше нотного письма” писал также Ю.Н. Мельгунов12.
Развернутую картину исторического развития народного музыкального искусства дал П.П. Сокальский. Он развил мысли предшественников о родственности русской песни с музыкой “персов и других азиатских народов”. Близость русской и древнегреческой музыке, по его мнению, заключается в том, что они “принадлежат к одному и тому же историческому фазису развития в музыке понятий об интервалах и их родстве между собою, о мелодии и о роли ритма в вокальной музыке”13 [Сокальский, 1888, с. 8]. Концепция П.П. Сокальского была подхвачена следующими поколениями музыкантов14.
напевов; но что она совершенно подобна восточной музыке, особливо песням персидским, собранным миссионерами, в этой стране находившимися” (Гутри, 1944, с. 106).
11 По его мнению “склад русских песен значительно древнее христианского Запада и состоит в ближайшем родстве <...> с источниками <...> у древних эллинов, и, быть может, сше их древнее, прямо с зачатками музыки в колыбели всей культуры, в Индии, в благословенной Арья-Варта!” [Серов, 1867, с. 23|.
12 “Все догадки о том, в каком виде находилась музыка до искусства нотописа-ния, как бы остроумны они ни были, не могут сравниться с данными, добытыми из того обильного живого материала, который дает русская песня” (Мельгунов, 1906, с. 389].
13 Свое мнение П.П. Сокальский подкрепляет ссылками на иностранные источники: “Всеобщую историю музыки” Фетиса и “мемуар Болье”, относящийся к 1856 году [Сокальский, 1888, с. 9].
14 Так, по мнению A.C. Фаминцына, несомненным было влияние на греков музыки “малоазиатских народов (фригийцев и лидийцев), родственных грекам, хотя и называвших и их варварами, вносивших в греческий мир своеобразные музыкальные приемы далекого Востока” [Фаминцын, 1889, с. 4].
АЛ. Маслов, критикуя Е.Э. Линеву за излишне прямолинейное использование древнегреческой теории, высказывает мысль о том, что греки “создали свои строи и лады, отличные от строев других народов, в то время как принцип строения этих ладов и строев был гот же, что у китайцев, индусов, арабов и русских” [Маслов, 1905-а, стлб. 700].
22
- Київ+380960830922