Содержание
Том 1.
Введение...........................................:.......... 4
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТИИ
1.1. Истоки и пути развития фортепианного исполнительства..... 14
1.2.3тапы и особенности профессионального образования пианистов
в условиях Севера......................................... 30
Глава 2. ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО ЯКУТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
2.1. Якутская фортепианная музыка: аспекты исследования.......68
2.2. Теоретико-исполнительский анализ произведений якутских
авторов как основа интерпретаторского творчества пианистов.... 133
Заключение.................................................... 180
Примечания.................................................... 185
Нотные примеры................................................ 234
Список литературы.............................................271
Том 2.
Приложение 1. Биографические справки о деятелях фортепианного
искусства Якутии.............................................. 293
Приложение 2. Архивные материалы из истории становления
фортепианной культуры Якутии.................................. 302
Приложение 3. Антология фортепианной музыки якутских
композиторов.................................................310
Приложение 4. Макет «Хрестоматии фортепианных произведений
якутских композиторов для детей и юношества».................. 313
Приложение 5. Звукозапись избранных фортепианных произведений композиторов Якутии в исполнении заслуженной артистки
Республики Саха (Якутия), лауреата Государственной премии им. П А. Ойунского Ю. М. Упхоловой, заслуженной артистки РС (Я), обладательницы Золотой медали и звания лауреата Фонда И. Архиповой А. П. Решетниковой, заслуженного артиста РС (Я) М. М. Слепцова, лауреата Государственной премии им.
П. А. Ойунского В. Г. Каца и др.................................
402
39
равнозначные функции: начальную предгтрофессиональную подготовку1 будущих музыкантов-специалистов и воспитание (на профессиональной основе) образованных музыкантов-любителей, грамотных слушателей академической музыки. Не удивительно поэтому, что вопрос об открытии в Якутии музыкальной школы поднимался неоднократно и в 30-е, и в начале 40-х годов (223). Наконец, по инициативе М. Н. Жиркова, постановлением Совета народных комиссаров РСФСР за подписью А. Н. Косыгина (№ 800 от 24. 09.1943 г.) была организована первая Республиканская якутская музыкально-хореографическая школа (далее — ЯРДМШ) (Постановление СНК Якутии № 278 от 12.04. 1944 г.) [прим. 48]. Притом, поскольку основная масса якутского населения жила в селах, при школе был создан и интернат.
Занятия фортепианного отделения начались со значительным опозданием — 1 декабря 1944 г. Но и при таком сокращенном учебном годе школа два раза закрывалась «ввиду карантина от чесотки и холода» (224) [прим. 49]10. На фортепианное отделение планировалось принять десять учащихся, а фактически было принято одиннадцать. Первое учебное заведение располагало только одним фортепиано для занятий, причем, на этом инструменте приходили заниматься, кроме интернатских детей, и городские учащиеся. Нотной педагогической литературы не было [прим. 50].
Но самым большим препятствием в налаживании учебного процесса было отсутствие штатных профессиональных музыкальных кадров — за два учебных года полностью поменялся состав преподавателей фортепиано, не стабилен он был и в последующие годы [Приложение 2, № 6] [прим. 51]. Далеко не сразу Республиканская детская музыкальная школа могла достигнуть сколько-нибудь удовлетворительного качества подготовки учащихся, методика преподавания далеко не всегда отвечала элементарным требованиям [прим. 52]. Трудности заключались еще и в том, что обучение
10 В сложном положении находилась и воспитательная работа в интернате. Первые годы воспитателями работали, в основном, случайные люди, далекие от педагогики (225).
40
по европейскому образцу, особенно якутским детям, давалось очень нелегко; при этом затруднения вызывал и языковой барьер. Так, из первых одиннадцати детей, принятых на фортепианное отделение, никто так и не стал профессиональным музыкантом.
Ситуация в профессиональном обучении пианистов сразу же изменилась в лучшую сторону с приходом в школу Полины Константиновны Розинской, которая по праву считается основоположником фортепианного образования в Якутии. Так, уже в первый же год ее работы в школе (1946-1947) отмечается, что она «коренным образом улучшила работу и успеваемость класса фортепиано» (226).
П. К. Розинская внесла неоценимый вклад в дело подготовки профессиональных пианистов. Учась в Московской консерватории в классе профессора Л В Шацкеса, она унаследовала его педагогические методы, а вместе с ними и богатейшие традиции, которые Шацкес воспринял от своего учителя — Н. К. Метнера, выдающегося русского музыканта-композитора, пианиста, педагога [прим. 53]. Более 50 лет Розинская вела педагогическую работу в Якутске, совмещая основную исполнительскую и концертмейстерскую деятельность в музыкально-драматическом театре с преподаванием в школе, а позднее, и в музыкальном училище. «Я физически не могла иметь большого количества учеников в классе, поскольку работала и в театре, и на радио, а позднее — и на телевидении», — вспоминает Полина Константиновна То, что отвлекаясь от огромной и очень необходимой тогда работы на поприще становления оперного искусства Якутии, она много времени уделяла педагогике, говорит об ее большой совести как музыканта и о подлинной ответственности в деле воспитания молодых якутских пианистов.
В начале педагогической деятельности Розинской якутская фортепианная музыка только зарождалась, но со временем в программах учащихся ее класса значительное место стали занимать фортепианные
- Київ+380960830922