ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................3
ПЕРВАЯ ГЛАВА. ТАНЕЦ И СТИЛЬ ЭПОХИ
§1. Танец и инструментальная музыка: от синкрезиса к
художественному единству...................14
§2. Историческое развитие танцевального искусства: Ренессанс и барокко.......................22
§3. От искусства танца к инструментальной сюите
(карнавальные метаморфозы танца)...........29
ВТОРАЯ ГЛАВА. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ СЮИТА КАК ОСНОВНОЙ ЖАНР БАРОЧНОЙ КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ §1. История сюитных жанров в эпоху барокко....48
§2. Жанровые прототипы танцевальных частей
сюитного цикла.............................62
§3. Становление скрипичной исполнительской школы
и камерно-инструментальная музыка..........71
§4. Сюжетная канва сюиты......................77
ТРЕТЬЯ ГЛАВА. СТИЛЕВАЯ МАНЕРА В
СКРИПИЧНОЙ МУЗЫКЕ ЭПОХИ БАРОККО
§1. Искусство орнаментики в сольном и ансамблевом
музицировании..............................84
§2. Фактура в условиях ансамблевого музицирования... 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................136
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................141
НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ.............................154
3
ВВЕДЕНИЕ
Музыка эпохи барокко весьма незначительным, даже можно сказать скромным количеством произведений входит как обязательная часть музыкального образования в программы, связанные с подготовкой исполни'гелей-инструменталистов. Как это ни печально, боязнь привлечения новых произведений в репертуар зачастую связана с ответом на многочисленные вопросы, возникающие при знакомстве с текстом. Суть этих вопросов сводится к одному: как должна звучать сегодня музыка ХУН-ХУШ века?
Иными словами, речь идёт о проблеме интерпретации, которой уделяют внимание в современном искусствознании разные учёные. В историко-научных исследованиях интерпретация рассматривается как «единство эмпирического и теоретического», во втором случае исследователей интересуют культурно-исторические предпосылки, обусловившие создание текста (54, 110). Собственно проблема интерпретации в музыке заявляет о себе в конце XVIII - начале XIX века, поскольку завершается процесс разграничения композиторской и исполнительской деятельности (интерпретация в узком смысле). Хотя потребность в прочтении музыкального текста можно отнести ко времени формирования нотной записи (интерпретация в широком смысле).
В полном объёме вопросы интерпретации оказались актуальными только в XX веке, что вызвано развитием музыкального исполнительства. В обсуждении разнообразных аспектов данной проблемы как проблемы исполнительского искусства принимают участие музыковеды, исполнители, музыканты-педагоги и философы. Тем не менее наблюдается известная разобщённость усилий: исполнители и педагоги опираются в основном на свой богатый практический опыт, редко прибегая к
17
социологическим обзором она содержит и собственно музыковедческий материал.
Более обстоятельно Т.Ливанова в «Истории западно-европейской музыки» (78) прослеживает процесс формирования собственно инструментального музыкального письма. Автор указывает: «...на первых же этапах пути инструментальной музыки к самоопределению обозначились две жанровые области её со своими характерными тенденциями. Одна из них связана по преимуществу с полифонической «академической» традицией, с крупными формами. Другая имеет в своей основе традицию бытовой музыки, песни и танца» (78, 284). Исследователь уделяет внимание репертуарным сборникам инструментальных ансамблей, большая часть которых представлена танцевальными композициями. Сравнивая их, Т.Ливанова доказательно аргументирует положение о широком распространении танцевальных жанров.
Как известно, в современном отечественном теоретическом музыкознании интересующая нас проблема во всей полноте и многогранности аспектов не разрабатывалась. Между тем, в статье Т.Барановой (12) многое заслуживает внимания. Характеризуя многообразные связи танца, слова и музыки, создавая оригинальную классификацию танцевальных жанров, исследователь формулирует важные тезисы: «Вместе с танцевальной музыкой в профессиональное искусство в разгар полифонического церковного многоголосия приходит вертикальное аккордовое письмо, ясно расчленённая, тематически яркая мелодика, периодичная ритмика. Танцу музыкальное искусство последующего времени обязано становлением тональной организации. В танцевальной музыке XVI века находятся истоки многих крупных инструментальных форм, без которых немыслимо позднейшее балетное искусство. С танцевальной литературой во многом связана и эмансипация инструментальной музыки, формирование самостоятельного клавирного, а также лютневого, орке-
18
стрового стилей...Именно в эту эпоху был сделан существенный шаг вперёд в отношении профессионализма и теоретического обоснования танца, уяснения взаимосвязи музыки и танцевальных движений, заложен фундамент классического хореографического искусства» (12, 10-11).
В поисках материала, способного конкретизировать эти положения, мы обратились к отдельным зарубежным источникам. Заслуживает внимания один из разделов книги В.Апеля «История клавирной музыки до 1770 года» (149), где автор использует разнообразные материалы из трактата Антонио Корнацано «Книга об искусстве танцевания» (1465). Многочисленные наблюдения подтверждают параллели между вокальным первоисточником с его метрической организацией и жанром создающегося на этой основе танца.
В результате, значительная часть приведенных трудов содержит наблюдения по поводу генезиса танцевального искусства, сферы бытования, характера и предназначения отдельных танцев. Особенности данного вида музыкального искусства, что следует подчеркнуть, охарактеризованы не только с точки зрения исторического развития, но и с позиции социокультурного контекста. Поэтому существенным вспомогательным фактором в рассмотрении поставленной нами проблемы, во многом восполняющим недостатки историко-музыкальных трудов, служат исследования в области истории хореографии.
Это направление искусствоведения в последнее время активно развивается. Появляются новые и переиздаются более ранние издания. Так, например, М.Васильева-Рождественская в своей книге «Историко-бытовой танец» достаточно подробно описывает европейские бытовые танцы Средневековья, эпохи Возрождения, ХУШ-Х1Х веков. Помимо исторических параллелей, в данном труде примечательны различные
- Київ+380960830922