СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................3
Слово и музыка в хорах a cappella Сергея Слонимского
Глава I. Работа композитора над поэтическим текстом.
Композиция...............................................................24
§ 1. Хоры a cappella на стихи русских поэтов.............................29
§ 2. Хоры a cappella на фольклорные тексты...............................52
Выразительные средства музыкального языка
Глава II. Ритм и мелодика................................................81
Глава III. Фактура......................................................134
Заключение..............................................................185
Список литературы.......................................................200
Приложения
Жанр хора a cappella: история возникновения и развития..................213
Нотные примеры..........................................................252
3
Введение
Многогранное и обширное творчество Сергея Слонимского — одно из тех явлений художественной культуры, без которых невозможно представить богатую панораму достижений и исканий, определяющих облик русской музыки сегодня. Композитор работает интенсивно и плодотворно, обращаясь к разным жанрам: опере, симфонии, балету, вокальному циклу, кантате, камерноинструментальным произведениям. Его музыка давно стала неотъемлемой частью современного искусства. О ней говорят, думают, спорят, ибо она никого не оставляет равнодушным. Сочинения талантливого мастера, отличающиеся яркой индивидуальностью и самобытностью, заслужили высокую оценку у многих профессиональных музыкантов и широкой публики.
Слонимский принадлежит к блистательной плеяде композиторского поколения «шестидесятников» (Р. Щедрин, А. Шнитке, Б. Тищенко, В. Сильвестров, В. Гаврилин, Э. Денисов, С. Губайдулина, Н. Каретников и мн. др.), чье творчество не только отражает характерные тенденции эпохи, но и пополняет, расширяет их, обогащая художественное сознание современников. Премьеры сочинений петербургского мастера всегда становятся событием в музыкальной жизни России и других стран (Германии, Италии, Америки, Канады и др.). Каждая новая партитура композитора вызывает глубокий интерес, постижение поставленных в ней задач, как и само неординарное их решение, требует многостороннего осознания замыслов художника.
Актуальность исследования. Новизна художественных замыслов, стилевая самобытность и высокое отточенное мастерство композитора привлекают все новых и новых ценителей. Вместе с тем в отечественном музыкознании пока отсутствуют работы, посвященные хоровой музыке Слонимского и ее интерпретации, что является одним из обстоятельств, определяющих актуальность избранной темы. Внимание исследователей в основном направлено на его крупные сочинения — оперы, симфонии, кантаты, вокальные и инструментальные циклы. На наш взгляд, хоровые партитуры
26
Гаврилина (симфония-действо «Перезвоны»), JI. Пригожина («Симфония в обрядах») и др.
Особую группу сочинений составляют светские и духовные хоровые концерты, представленные в творчестве Г. Свиридова («Пушкинский венок»), Ю. Фалика («Поэзы Игоря Северянина», «Троицын день» на стихи М. Цветаевой, «О природе» на стихи Б. Пастернака), А. Шнитке (Концерт на стихи Г. Нарекаци), Н. Сидельникова («Литургический концерт»). ,
Интерес композиторов к сонорике вызвал к жизни целый ряд сочинений, относящихся к бестекстовой хоровой музыке (пение на слоги, гласные или с закрытым ртом). В этом отношении показательны хоры-вокализы Р. Леденева («Времена года»), концерт-вокализ Г. Свиридова («Концерт памяти А. А. Юрлова»), хоровые сольфеджио Р. Щедрина («Концертино»), Ю. Фалика («Два сольфеджио»), Т. Корганова («Полифонические хоры»), в которых широко используются инструментальные приемы письма, сонорно-колористические эффекты, что значительно расширило темброфонические возможности хора.
Таким образом, развитие хоровой музыки a cappella в 60 - 80-е годы XX века происходило под знаком активных художественных устремлений, интенсивных эстетических поисков, что привело к созданию множества новых, синтетических жанровых образований, обогащению музыкальновыразительных средств, ярким стилистическим находкам и открытиям.
Среди композиторов этого периода особое место занимает Сергей Слонимский, в творчестве которого нашли отражение самые характерные тенденции русского вокально-хорового искусства второй половины прошлого столетия. Хоры a cappella петербургского мастера, будучи достаточно уникальным и самобытным явлением, составляют весомую часть творчества композитора, ярко репрезентируя его стиль и в то же время внося в него немало существенных, дополняющих штрихов. Темы и сюжеты его сочинений весьма разнообразны - это философские раздумья, размышления над человеческой жизнью, ее смыслом, нравственно-этическая проблематика, многообразие
I
отношений человека с окружающим миром, нравы и быт русского народа, тема
27
«женской доли», красота природы, мироощущение, выраженное в лирических формах речи. При этом отчетливо можно определить основную, ведущую тему в музыкальном воплощении поэтических текстов. Ею становится тема России, которая охватывает все сюжеты: лирико-созерцательные, философские,
драматические, жанрово-бытовые. Она постоянно присутствует в каждом сочинении, воплощающем картины природы, особое свойство которой одушевленность, символичность, таинственность, в хорах на фольклорные тексты, где непосредственно отразилась душа народа, высказался народный характер, в произведениях, воспевающих красоту петербургских ночей.
Первые сочинения для хора a cappella Слонимский написал в конце 60-х годов - это циклы «Две русские песни» (1968) и «Два северных пейзажа» на стихи Вс. Рождественского (1969). Оба микроцикла композитора, созданные в духе того времени, наметили две стилевые линии его хорового творчества, которые отчетливо прослеживаются в 70-е и 80-е годы. От «Двух русских песен» ведет начало фольклорно-хоровая ветвь, которая в дальнейшем будет представлена такими сочинениями, как цикл «Четыре русские песни» (1974) и концерт для хора a cappella «Тихий Дон» (1977), созданный на основе музыки к одноименному спектаклю (по роману Шолохова). Другая линия - лирическая, идущая от «Двух северных пейзажей», нашла свое продолжение в вокальнохоровых циклах, созданных на тексты русских поэтов: «Два хора на стихи А. Пушкина» (1977), «Два хора на стихи Ф. Тютчева» (1981), триптих «Ночь» на стихи С. Орлова (1983), «Три хора на стихи А. Фета» (1985), цикл «Заречье» на стихи А. Прокофьева (1986). К ней примыкают и отдельные самостоятельные сочинения: хоровой вокализ «Вечерняя музыка» (1973), «Я скажу тебе с последней прямотой» на стихи О. Мандельштама (1974), «Ночь белая» на стихи Б. Окуджавы (1982), «Ленинградская белая ночь» на стихи А. Чепурова (1983).
Как видно, литературными источниками вокально-хорового творчества Слонимского являются русская поэзия XIX - XX веков и народное музыкально-поэтическое творчество. Именно взаимодействие с этими сферами и
- Київ+380960830922