Ви є тут

Современное исполнительство на русских народно-академических инструментах: совершенствование и китч : на примере Санкт-Петербургского ансамбля Терем-квартет

Автор: 
Сим Еунг Бо
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2008
Артикул:
282977
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение
Глава 1. Русские академические инструменты и их развитие в современной культуре. «Терем-квартет» как явление музыкальной культуры
1.1 Предпосылки возникновения современных ансамблей и оркестров русских инструментов
1.2 У истоков создания «Терсм-квартета»
1.3 Философия творчества
1.4 Музыкальный стиль «Терем-квартета» - единство или множество?
1.5 Ансамбль-композитор
1.6 Репертуар «Терем-квартета»: стилевые группы
1.7 Жанр музыкальных композиций' «Терем-квартета»: транскрипции, попурри и музыкальные истории
Глава 2. Феномен «Терем-квартета»: совершенствование
исполнительства на русских народно-академических инструментах или китч?
2.1 Звуковая эстетика «Терем-квартета»: в поисках нового звукового образа
2.2 Инструменты «Терем-квартета» и их роль в создании нового звукового образа
2.3 «Терем-квартет»: на грани музыкального и театрального искусства
Заключение Список литературы
Приложение. Терем-квартет. Русские страдания по токкате и фуге ре минор И.С.Баха
Терем-квартет. Фантазия Лг° 2 на темы из альбома П.И.Чайковского «Времена года»
«Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее арапэ/сируем».
М.И. Глинка
Введение
Актуальность исследовании. Диссертация посвящена одному из наиболее ярких явлений в области современного исполнительства на русских академических инструментах - творчеству санкт-петербургского ансамбля «Терем-квартет». Попыток изучения данного феномена еще не предпринималось в силу разных причин, прежде всего — в связи с тем, что ансамбль еще не прошел проверку временем и активно включен в современную музыкальную культуру. Тем не менее, уже на современном этапе на примере этого феномена можно делать выводы о процессах, происходящих в современном исполнительстве на русских народно-академических инструментах.
«Терем-квартет» - неординарное явление в мире современной музыки, вызывающее разные эмоции и оценки со стороны слушателей - как любителей, так и профессионалов: от полного неприятия до восторженности в его оценках. Такая полярность взглядов кроется как в самом феномене, так и в исторически сложившихся в отечественной культуре взглядах на русское исполнительское искусство и в самом отношении к русским народным музыкальным инструментам. Разобраться в этом неоднозначном явлении, как и в процессах, происходящих в современном русском инструментальном исполнительстве, призвана настоящая диссертация.
«Терем-квартет» - ныне действующий музыкальный коллектив, ансамбль, существующий вот уже 22 года, но попыток осмысления этого феномена до настоящего момента не предпринималось.
13
звукоизвлечения - плекторный, из-за этого возникает схожесть в звучании инструментов.
В первые десятилетия существования оркестра В.В.Андреева с резкой его критикой выступали музыковед, основатель «Русской музыкальной газеты» Н.Ф.Финдейзен, музыковед и композитор П.П.Всймарн, композитор и музыкальный критик М.И. Иванов, крупный нотоиздатель, редактор журналов «Музыкальный листок» и «Музыкальное обозрение» В.В.Бессель и многие другие. Со страниц периодических изданий оппоненты Андреева осуждали его за создание инструментов, потерявших свою национальную самобытность, за саму идею создания оркестра и прививание на русскую почву чуждого отечественной традиционной культуре оркестра как типа коллективного музицирования. Резкой критике подвергался и репертуар. По мнению одного из оппонентов -музыкального критика П.П.Веймарна, Андреев воспитывал у слушателей дурной вкус: «Что же касается до народной песни, то на этот счет Андреев очень неразборчив и под предлогом этой песни, якобы коренной и истинной, предлагает нам такую пошлость, как «Светит месяц», «Барыню», «Нигде милого не вижу». Нет, думается, нам от таких распространителей народной музыки, каковы господа Андреев и Афенев-Славянский, скорее можно ожидать растления вкуса в публике, чем зарождения в ней любви к сокровищам безыскусной народной поэзии»2.
Несмотря на критику, оркестр Андреева развивался, охватывая все большее число приверженцев этой музыки. Расширялся репертуар оркестра. Если сначала это были лишь обработки народных мелодий,
2 Цит. по: Имханицкий М. У истоков... С. 110. Необходимо отметить, что время показало несостоятельность такой точки зрения. Если на рубеже XIX и XX веков этот репертуар критикам казался легкомысленным, то в наши дни «Барыня» и «Светит месяц» прочно вошли в репертуар традиционных музыкантов.
14
то с приходом к руководству оркестром таких музыкантов-профессионалов, как Фомин, оркестр стал исполнять переложения западно-классической музыки, а композиторы стали писать для оркестра оригинальные произведения. Оркестр неизменно выступал, гастролировал, давал ежегодные благотворительные концерты в Мариинском театре.
Первые исполнители на инструментах Андреевского оркестра были не профессионалы - любители, относящиеся к разным профессиям - врачи, инженеры, юристы, офицеры и др. 11озже игра на инструменте становится для большинства музыкантов главным средством заработка. С переходом на государственную дотацию оркестр получает официальный профессиональный статус. По сути, оркестр Андреева стал академическим коллективом, включающим реконструированные и модернизированные русские народные инструменты, самобытным явлением российской музыкальной культуры, по сути - аналогом симфонического оркестра, но с реконструированными русскими народными инструментами. Со временем идеи Андреева распространились на всей территории бывшего Советского Союза, по разным союзным республикам. Так возник Оркестр казахских народных инструментов им. Курмангазы, оркестр узбекских народных инструментов и др.
Для того, чтобы понять, почему инструменты, созданные Андреевым, имели такой успех и в короткий срок распространились по всей России, надо учитывать, для кого было предназначено это искусство. Во время возникновения оркестра Андреева главной слушательской аудиторией были городские жители - рабочие, ремесленники, служащие, солдаты, студенты, учащиеся и т.д. Репертуар, который исполняли оркестры, включал преимущественно городской фольклор - наиболее популярные в это время песни городского быта. Распространению способствовала простота