Ви є тут

Немецкая органная музыка XIX века и традиции романтического бахианства

Автор: 
Бочкова Татьяна Рудольфовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
189
Артикул:
1000237261
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение ....3стр.
Глава I
Ф. Мендельсон-Бартольди: у истоков
традиции, или радость первооткрытия ....20стр.
Глава II
И. Брамс: романтическая зрелость
бахианства........................................................................................51стр.
Глава III
М. Регер: на грани веков............................................................82стр.
Заключение........................................................................................136стр.
Примечания 146стр.
Библиография 154стр.
Нотные примеры................................................................................165стр.
Приложение
Органные сочинения Ф.Мендельсона 175стр.
Органные сочинения И.Брамса 176стр.
Органные сочинения М.Регера 177стр.
Диспозиции органов 184стр.
3
Введение
Ф.Мендельсон-Бартольди, И.Брамс, М.Регср... Что позволяет
поставить этих трех, столь несхожих по своей творческой природе, художников в один ряд? На первый взгляд кажется, что немногое. Самос существенное, что обращает на себя внимание, это - их принадлежность романтической эпохе, хотя они представляют разные ее фазы. При более детальном рассмотрении наследия композиторов возникает реальный повод говорить о формировании и становлении традиции романтического бахианства, которая наиболее последовательно проявилась в их органных сочинениях.
В предлагаемом исследовании осуществляется попытка изучения того музыкального материала крупных мастеров романтической эпохи, который давно был вынесен на периферию активного внимания российского музыкознания. Обидно, что органная часть наследия композиторов выпала из поля нашего зрения и слуха.
Болес того, ощутимо сказывается нехватка на русском языке литературы, касающейся устройства органа, происхождения и эволюции инструмента, истории органного исполнительства в разных национальных школах. Счастливым исключением из этого, ставшего почти правилом, явления до недавнего времени были работы И.Браудо (12), миниатюрная брошюра Н. Бакеевой «Орган» (5) и значительное исследование Л.Ройзмана «Орган в истории русской музыкальной культуры» (99), вышедшее в свет ещё в 1979 году. Оно и до сих пор остается одним из наиболее обстоятельных трудов в этой области.
Сейчас ситуация несколько изменилась, появились новые исследования, ориентированные не только на ученого-музыковеда или любительскую аудиторию, но и на органиста-1 фактика, среди них
17
ним раскрылся совершенно новый и но содержанию и по форме мир, обогативший его универсальный дух теми областями чувств, которые с могучей силой притягивали его, хотя сначала могло показаться, что их внешнее выражение несвойственно ему. Достопримечательно, что в этом отношении всех опередил не Гендель, тогда гораздо более популярный, а несравненно более чуждый той поре, пожалуй даже, почти забытый, И.С.Бах" (1,134).
При этом в сферу внимания Моцарта попали в основном клавирные сочинения Баха, главным образом фуги из "Хорошо темперированного клавира". Результатом их изучения стали переложения восьми фуг из двухтомного цикла для двух скрипок, альта и баса. Из работ с органными сочинениями Баха известны лишь переложения для того же состава Adagio из третьей органной сонаты и фуги c-moll из второй. Несмотря на известную любовь Моцарта к органу и вполне профессиональное владение "королем инструментов" (известно, что в 1789 году он играл на знаменитом баховском органе лейпцигской Thomaskirche), у композитора нет почти ни одного произведения, специально предназначенного для этого инструмента. Любимая и часто исполняемая Большая фантазия f-moll KV 608 написана для Orgelwalze - самоигрального механического инструмента, сходного по звучанию с небольшим органом.
Бетховен же, с детства хорошо знакомый с клавирными сочинениями лейпцигского кантора благодаря своему учителю К.Нефе, с необычайным пиететом отзывался о Бахе и даже вынашивал идею создания оркестровой увертюры памяти Баха на основе монограммы композитора. Но умозрительное восхищение основным инструментом музыкального высказывания великого немца на практике не подтверждалось. В композиторском плане Бетховен оставил орган без внимания.
Многое от барокко представители классицистской направленности переняли лишь в силу хорошо укорененной профессиональной
18
композиторской школы. С точки зрения же собственно стилевого влияния гораздо больший толчок для формирования музыкантского и композиторского комплекса Моцарта и Бетховена сыграли фигуры сыновей И.С.Баха - Иоганна Кристиана - лондонского Баха - и Вильгельма Фридемана - галльского Баха.
Вполне справедливы слова Л.Кириллиной о бахианстве второй половины XVIII века, характеризующие его как не широкое, но довольно стабильно и поступательно развивавшееся движение, которое, по нашему мнению, привело к осознанному стремлению воспринять и усвоить стилевые особенности барокко в музыке авторов XIX столетия.
Хотя в век тотальной секуляризации искусства органная музыка также не имела широкого распространения, как и в предыдущий (сохраняя при этом прикладную функцию в католическом и протестантском церковном ритуалах), тем не менее, орган привлекал внимание музыкантов. Как пишет М.Друскин, ’’объективное звучание органа наиболее полно соответствовало романтическому представлению о возвышенном, ’’величавом". Монументализированный - это и есть романтический Бах" (28,189).
Орган и Бах были любимы композиторами-романтиками. Не случайны потому столь многочисленные в XIX веке переложения грандиозных органных композиций для фортепиано: Бах-Лист, Бах-Бузони, Бах-Регер. Авторитет Баха, его вклад в сферу органного искусства был столь непререкаем и велик, что никто из европейских музыкантов, прямо или косвенно соприкасавшихся с этой областью творчества, не прошел мимо баховской индивидуальности ни на композиторской, ни на исполнительской стезе.
Это касается не только немецкой органной школы, но и французской, имевшей, как известно, свою давнюю национальную традицию. С философским, интеллектуальным, строгим, в сфере эмоционального выражения, искусством Баха теснее всех связан на французской почве Сезар