2
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение..........................................................................4
Музыкальная жизнь Кристиании в 1870-1920 гг....................................9
Глава 1. 1856-1885. Период становления...........................................21
1.1. Семья. Детство..............................................................21
1.2. В Лейпцигской консерватории. 1874-1877 .................................... 25
1.3. «Возвращение на родину».....................................................30
1.4. Первые шаги.................................................................35
1.5. Мюнхен. 1883-1885 ......................................................... 38
1.6. Первая победа. Концерт 19 декабря 1885 года.................................42
1.7. Фортепианный квинтет ми минор, ор. 5........................................50
Глава 2.1886-1900. Признание в Скандинавии и Европе..............................60
2.1. Фестиваль скандинавской музыки в Копенгагене................................62
2.2. Кризис 1888-1889 годов......................................................63
2.3. Диалог с прошлым. Произведения «в старинном стиле»..........................69
2.3.1. Сюита для скрипки и фортепиано ля минор, ор. 10........................69
2.3.2. Соната «в старинном стиле» для скрипки и фортепиано, ор. 99............74
2.4. Фортепианный концерт, ор. 6.................................................78
2.5. Симфония ре минор, ор. 21...................................................86
2.6. Друзья.....................................................................103
2.7. 1890-е годы................................................................108
2.8. «Kurz und klein»...........................................................118
2.8.1. Фортепианные пьесы....................................................119
2.8.2. Романсы...............................................................124
2.9. Произведения дтя скрипки...................................................132
2.9.1. Скрипичные сонаты ор. 12 и ор. 27, ор. 73.............................132
2.9.2. Романсы для скрипки и фортепиано ор. 9 и ор. 30.......................138
2.9.3. Концерты для скрипки с оркестром ор. 45 и ор. 60......................140
2.10. После Симфонии. Сочинения для оркестра 1890-х годов.......................148
2.11. Женитьба..................................................................151
2.12. Музыкальный фестиваль 1898 г. в Бергене...................................152
Глава 3.1900-1914. На вершине славы.............................................155
3.1. Синдинг и Россия...........................................................158
3.2. «Домашние» проблемы........................................................160
3
3.3. Кантаты....................................................................164
3.4. Камерные произведения. Циклы и миниатюры....................................167
3.4.1. Фортепианные трио ор. 23, ор. 64а, ор. 87..............................167
3.4.2. Струнный квартет ля минор, ор. 70......................................172
3.4.3. Дуэты для скрипки/виолончели и фортепиано............................. 177
3.4.4. Вариации «Фатум» и Соната си минор для фортепиано..................... 178
3.5. Вторая симфония.............................................................182
3.6. Опера «Священная гора»......................................................190
Глава 4.1914-1941. Последние годы................................................198
4.1. Последние свершения: Скрипичный концерт и Симфония №3.......................200
4.2. Синдинг-педагог.............................................................204
4.3. «Грот» ....................................................................205
4.4. 70-летний юбилей............................................................209
4.5. 1930-е годы.................................................................210
Заключение.......................................................................216
Список литературы................................................................222
Нотные примеры...................................................................230
Приложение 1 ....................................................................416
Приложение 2.....................................................................423
Приложение 3.....................................................................429
Приложение 4....................................................................431
Приложение 5.....................................................................434
43
«Афгенпостен» начинает свой очерк следующими словами: «С тех пор, как Э. Григ и Ю. Свенсен в 1866 и 1867 гг. дат свои эпохальные концерты в Кристиании, мы не можем назвать кого-либо из норвежских композиторов, чей дебют произвел бы столь глубокое впечатление, как концерт К. Синдинга. Хотя это не было первым выступлением композитора, мы все же склонны считать субботний концерт его подлинным дебютом»'66.
В заметке в «Моргенбладет» сказано: «Концерт, который К. Синдинг дач в зазе братьев Хальс в субботу, стаз новым приятным свидетельством таланта, который следует поставить в один ряд с нашими самыми выдающимися музыкантами»161.
Более всего восторгались Фортепианным квинтетом, сыгравшим решающую роль
I/O
в дальнейшей творческой судьбе Синдинга. Именно Квинтет , исполнения которого вызывали и бури восторгов, и скандалы, сделал его имя популярным в музыкальном мире Скандинавии и Европы.
К. Эллинг в «Дагбладет» пишет: «Я хочу начать с квинтета, поскольку он -важнейшее произведение из всех, что представил нам г-н Синдинг до сих пор. Произведение говорит о богатой и независимой индивидуальности автора. <...> Две первые части очень красивы, особенно Анданте, расцветающее на основе прекрасной песни. Интермеццо отличается энергичным характером, Финал очень хорошо продуман с точки зрения общей драматургии. Следует особенно указать на вторую тему, с ее смелыми последованиями квинт. Что еще впечатляет, так это контрапунктическое искусство, столь же глубокое, сколь и технически совершенное»'69.
Такой же блестящей была критика после исполнения Квинтета в программе «Камерных вечеров» концертного бюро Хаакоиссна 23 января 1886 года, спустя всего лишь месяц после премьеры. Квинтет был включен в программу по инициативе Э. Ниссен. В ноябре 1887 г. пианистка исполнила квинтет в Копенгагене. Однако в Дании сочинение не было принято с таким восторгом, как в Норвегии. Критики отмечали богатый талант молодого композитора, которому, тем не менее, по мнению большинства, не хватало многого, чтобы считать его творение произведением искусства. Нападки касались, в основном, чрезмерной плотности звучания и перенасыщенности партитуры.
166 Афтенпостен. 22.12.1885. Цит. по: 158, 46.
167 Там же.
168 Работа над Квинтетом была начата летом 1883 года в Мюнхене и завершена в 1885 году в Кристиании. Одно из первых упоминаний о сочинении находим в письме композитора К. Валентину от 25 апреля 1884 г.: «Скоро завершу фортепианный квинтет». Год спустя, готовясь к предстоящему авторскому концерту, Синдинг пишет Хольтеру: «Я сам еще не слышал квинтет. Но фру Ниссен уже репетировала с квартетом и находит его замечательным» (26.1 1.1885).
169 Цит. по: 158, 47.
44
«Звучание новое и впечатляющее, хотя время от времени оно выходит за пределы камерной музыки, и в целом сочинение приближается к симфонии для пяти инструментов», - писала «Политикен»170.
Неприятие Квинтета датчанами проявило себя и на Скандинавском музыкальном фестивале в Копенгагене в июне 1888 года. Вместе с тем, один из норвежских критиков, описывая свои впечатления и стремясь дать объективную оценку этого события, отмечает консервативный характер датской музыки в целом и выделяет Квинтет Синдинга как сочинение, связанное с новыми направлениями в развитии музыкального искусства: «.В то время как шведские и датские программы, представленные на фестивале, включают сочинения, написанные на протяжении всего 19 века, Норвегия предлагает исключительно современную музыку, а именно, Грига, Свенсена и Синдинга»171.
Музыкальная жизнь датской столицы в то время действительно носила весьма заметный отпечаток консерватизма, что отражалось на вкусах публики и взглядах критиков, отличавшихся неприятием нового в его различных проявлениях: новых сочинений, имен, элементов музыкального языка и т.п. Подобное отношение выражалось порой в анекдотичной форме: например, в 1859 году в одном из номеров «Музыкального журнала», издававшегося в Копенгагене, была помещена рецензия, автор которой негодовал по поводу исполнения Симфонии До мажор Шуберта, которую считал слишком новаторской и потому неприемлемой для исполнения.
Консерватизм 1860-1880-х годов - явление, закономерно сменившее период расцвета датского искусства в первой половине 19 столетия, когда художественная жизнь Дании занимала ведущее положение среди других скандинавских стран. Будучи географически ближе к Центральной Европе, Дания всегда имела более высокий уровень культурного развития и на протяжении многих лет оказывала сильнейшее воздействие на соседние страны - Норвегию и Швецию. Черты «датского» можно обнаружить в ранних поэтических сочинениях Ибсена, а идеи Сёрена Кьеркегора172 и Георга Брандеса173, музыка Гаде и Нильсена в значительной степени определяли направления культурного развития всей Скандинавии.
Расцвет датского искусства в 19 веке, начавшись (как и в большинстве других стран) с литературы и театра174, достиг своего пика к 1840-м годам: 1843 - год создания и триумфального исполнения в Лейпциге Первой симфонии Гаде, в 1844 г. была написана увертюра «Хокон Ярл» Хартманна. Наконец, в 1845 году
170 Политикен. 5.11.1887. Цит. по: 158,48.
171 Цит. по: /55,48.
172 Сёрен Кьеркегор (1813-1855) - философ, идеи которого оказали огромное влияние на экзистенциализм 20 века.
173 Георг Бранлес (1842-1927) - литературный критик, возглавивший в начале 1870-х голов в Данин так называемое движение «прорыва», направленное против романтизма. Фундаментальный труд -«Главные течения в европейской литературе XIX века» (Т. 1-6, 1872-1890).
,7* По словам некоего французского путешественника в Норвежском Национальном театре в Бергене, открытом при активном содействии Уле Бюлля в 1850 году, все актеры были датчане. (См.: РМГ. 1909. №8. С. 201).
- Київ+380960830922