ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................4
Глава 1. Жизненный и творческий путь Тидебеля...........................10
Глава 2. Артистическая деятельность Тидебеля. Его концертный репертуар,
исполнительский стиль и техника.........................................29
Глава 3. Область теоретических исследований в творчестве Тидебеля.......40
3.1. Книга «Школа скрипичной игры и ее значение для скрипача-
исполнителя, композитора и педагога»..................................42
3.2. Книга «Скрипичный концерт Бетховена и его исполнение по
традициям Иоахима»....................................................69
3.3. Статья «Весенняя песня XII века».................................77
Глава 4. Композиторское творчество Тидебеля.............................85
4.1. «Концертный этюд»................................................88
4.2. «Гавот»..........................................................92
4.3. Сюита для скрипки и фортепиано...................................94
4.4. Концерт для скрипки с оркестром.................................110
Заключение.............................................................123
Библиографический список использованной литерату ры....................132
Приложение 1. Фотографии Тидебеля......................................156
Приложение 2. Родословная Тидебеля.....................................158
Приложение 3. «Ведомости об успехах учеников и учениц на экзаменах по
классу скрипки О.Ф. фон Тидебель»......................................161
Приложение 4. Тидебель. «Школа скрипичной игры и ее значение для
скрипача-исполнителя, композитора и педагога»..........................165
Приложение 5. Тидебель. «Скрипичный концерг Бетховена и ею
исполнение по традициям Иоахима».......................................236
Приложение 6. Тидебель. «Весенняя песня XII века»......................252
Приложение 7. Тидебель. Концерт для скрипки с оркестром................255
з
Приложение 8. Тидебель. Сюита для скрипки и фортепиано...............296
Приложение 9. Тидебель. «Гавот»......................................315
Приложение 10. Тидебель. «Концертный этюд»...........................319
Приложение 11. Тидебель. «Концертный полонез»........................332
Приложение 12. Тидебель. «Романс»....................................346
Приложение 13. Тидебель. «Каприччио-Мазурка»
(«Souvenir de Wieniawski»)...........................................350
Приложение 14. Тидебель. «Каприччио-Мазурка».........................354
35
обращаем внимание на певучесть игры, на развитие широкой кантилены, задушевности пения на инструменте, что является основой реалистических традиций русской инструментальной школы» [240. С.19].
Тидсбель считал, что и техника скрипачей должна исходить из природы скрипки как инструмента певучего. В книге «Школа...», отмечая положительные черты французского скрипичного искусства первой половины XX века, Отто Федорович писал: «Школа во Франции того времени культивировала пассажи, исходящие из самой природы инструмента, придавала громадное значение ведению смычка совместно с гибкостью и независимостью кисти для характеристики штрихов» [205. С.35]. А вот что говорит современная методика (позволим себе снова привести слова Ямпольского): «Скрипка по своей природе - инструмент певучий, и технике на скрипке и других струнных инструментах присущ певучий характер... Недооценка и недопонимание природных качеств струнных инструментов в значительной мерс обедняет исполнение. Напротив, использование этих преимуществ помогает достигнуть больших художественных результатов» [240. С.19].
В произведениях Тидсбеля, написанных для скрипки, можно увидеть подтверждение его теоретическим мыслям. Излюбленным средством выразительности для Тидсбеля был штрих legato с различными, порой довольно сложными комбинациями смены струн. Выработку данного штриха, наряду с достижением хорошего скрипичного тона, Отто Федорович считал первым шагом на пороге к мастерству. Сам Тидебель в совершенстве владел названным приемом игры, что во многом объясняет ту любовь, которую питала к музыканту публика, так как певучесть кантилены и певучесть техники - два важнейших средства выразительности для скрипача-исполнителя.
Л.Ауэр писал: «Техника legato дает в результате прекрасный певучий звук, то есть естественный тон скрипки... И даже тогда, когда оно редко сменяется другими штрихами, legato не производит монотонного впечатления
36
...смычковый штрих legato, создающий мелодию, остается одним из наиболее употребительных и естественным штрихом, который должен быть развит каждым скрипачом до совершенства, если он хочет, чтобы пение его инструмента не прерыв&зось, а звук был всегда ровным и плавным» [15. С.58-59].
Разумеется, в своих композициях Тидебель применял не только legato, но и множество других исполнительских выразительных средств. Например, разнообразную акцентировку, которая всегда вносит элемент декламации в игру.
Есть все основания утверждать, что Отто Федорович абсолютно свободно владел штрихом spiccato. Он использовал различные виды spiccato: протяжное и певучее, короткое и легкое, полнозвучное и тяжелое; иногда в довольно неудобных вариантах - через одну, две струны, или когда нижний голос исполняется вверх смычком, а верхний - вниз. Подобный способ игры мы можем найти в Гавоте из Сюиты для скрипки и фортепиано (см. приложение 8).
Исполнение такого сложнейшего штриха, как виртуозное staccato, никогда не являлось для Тидебеля проблемой. Это доказывает включение данного элемента скрипичной техники в оригинальные опусы маэстро (например, Концерт, «Концертный полонез»). Вспомним также, что Ватьс-Каприс Венявского украшен стремительным staccato в темпе Presto.
Очень любил музыкант штрих sautillé. Реже в произведениях Тидебеля встречаются ricochet и маркированное détaché.
Тидебель умел извлекать звук одновременно на трех струнах. Нужно отметить нередкое употребление в его сочинениях аккордов в быстром темпе. Общеизвестно, что настоящий прием является основной трудностью в технике правой руки в фугах Баха.
Говоря о левой руке, можно констатировать, что скрипач владел как мелкой, так и крупной техникой. В его произведениях мы видим каскад пассажей, хроматические гаммы, охват всего диапазона скрипки, аккорды, двойные ноты, в особенности октавы (техникой которых, по-видимому, музыкант владел
- Київ+380960830922