Ви є тут

Основные аспекты формирования исполнительского мастерства начинающего певца

Автор: 
Бержинская Светлана Ивановна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172781
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................3
Глава I. Проблема природы и специфики пения
в истории музыкальной науки..........................................9
Глава II. Выявление творческого потенциала певца.....................41
Глава III. Познание голоса как инструмента...........................65
Глава IV. Развитие голоса как качества личности......................118
Заключение...........................................................172
Список литерат>гры.....................................................176 '
Приложение.............................................................182

3
ВВЕДЕНИЕ
Пение — один из древнейших и наиболее популярных видов музыкального исполнительства - представляет собой широчайшую сферу проявления человеческой природы. Как известно, вплоть до начала XVII века вокальная музыка доминировала над инструментальной, а музыкальные инструменты выполняли скромную роль сопровождения голоса. Да и в современной культуре она превосходит и по объему все иные жанровые сферы музыки.
Народное, любительское, «микрофонное», академическое и многие другие виды пения сопровождают человека всю его жизнь - независимо от его пола, возраста, национальности, образования, материального достатка, наличия музыкальных способностей и т.п.
Когда мы говорим об укорененности музыки в природе человека, прежде всего это относится к пению. Музыкальное начало явно выражено уже в самой ранней форме звукового поведения человека - «младенческих вокализациях»1, в которых синкретически соединены природнобиологические, вербальные и музыкальные факторы.
Голос является одним из главных признаков индивидуальности. Яркая «портретность» голоса обусловлена его способностью вобрать в себя личный жизненный опыт человека, социальное воспитание, «сенсорные эталоны» культуры, но, прежде всего, она «определяется системой инстинктивных предзнаний» (Е.Назайкинский). Изучение природы голоса, восходящее к Аристотелю и отраженное в современных исследованиях2, обосновывает представление о нем, как уникальном природном музыкальном инструменте.
1 Термин Т.Калужниковой (Калужникова Т. Вокализации младенцев: у истоков музыкального интонирования// Музыкальная академия. 2004,№ 2. С.158-165).
* Юссон Р. Певческий голос. М., 1974, Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М., 1988.
античные классические труды превосходят все последующие - и это при откровенной наивности некоторых суждений.
О пифагорейской системе музыки написано великое множество трудов, но в тени остаются принципиальные суждения, связанные с пением. Из различных античных источников мы узнаем, что в представлении Пифагора гармония сфер - всеобщий источник и корень природы - вокальна(!), он утверждал, что «каждая планета имеет свой голос». Пифагор, обладавший способностью слышать высшие созвучия мирового порядка, воспринимал «всеобщую гармонию и согласное пение небесных сфер и движущихся по ним светил, их песню, более полнозвучную и чистую, чем любая из песен, сочиненных людьми»1.
С целью приведения в соответствие с космическим звучанием внутреннего состояния человеческого тела и души, Пифагор практиковал в своей школе пение. Каждый день учитель со своими учениками начинал и заканчивал пением - отдельных тонов, ладов и гимнов. «Музыкальное врачевание», предполагавшее использование тех или иных мелодий против душевных и телесных недугов, опиралось на музыку вокальную, инструментальной же, как правило, отводилась роль сопровождения.
На вокальную музыку, прежде всего, опирались и представители зрелой классики античной музыкальной науки Платон и Аристотель, которые, каждый по-своему, дали интересное объяснение и истолкование искусства пения.
Платон, главной задачей государства считавший воспитание в юных гражданах гармонии души и тела, в музыке видел «гимнастику души». В трактате «Государство» он пишет, что тот, кто неумеренно увлечен физическими упражнениями, хорошо и обильно ест, но ничем другим не занимается и никак не общается с Музой, уподобляется зверю, душа его
1 Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. Пер. с древнегреческого и комментарии В.Чсрниговского. М.,
«слабеет, делается глухой и слепой, так как она не побуждает этого человека, не питает его и не очищает его ощущений»1. Платон полагает предпочтительной для государства музыку, связанную со словом. «В таких случаях, когда ритм и гармония лишены слов, бывает очень трудно распознать их замысел и к какому из достойных внимания родов относится это подражание»2.
Платон пение ставил выше инструментальной музыки, он был убежден, что «применение отдельно взятой игры на флейте и на кифаре заключает в себе нечто в высокой степени безвкусное и достойное лишь фокусника»3. Конечно, ригоризм суждений Платона имеет свои причины: философ был свидетелем распада Афинского государства, падения нравов молодых людей и т.п. Инструментальную музыку он считал не лучше и не хуже вокальной. Вопрос здесь касался только лишь первичности пения и его большей действенности и практической ценности в воспитании. Платон искренне стремился устранить распущенность и разнузданность нравов и чрезмерную склонность человеческой психики к вялости и размягченности. Поэтому он не принимал и презирал как сложные и утонченные звукоряды, приучавшие сознание к изощренности, малые интервалы, отражавшие душевную мелочность и ничтожество, - так и чисто инструментальную музыку, лишенную определенности содержания.
В самом же пении безусловное предпочтение отдавалось низким мужским голосам. Интересно, что музыкальный аккомпанемент звучал не в нижнем регистре, а в верхнем. Соло исполнялось низкими голосами, а высоким, как правило, отводилась роль сопровождения. Это согласовывалось с традиционным для античности пониманием низких
1 Платон. Государство / Собрание сочинений в четырех томах. М., 1994. Т.З. С. 180.
2 Платон. Законы / Собрание сочинений в четырех томах. М., 1994. Т.4. С. 120.