Ви є тут

Бамбуко на стихи Л.К. Гонсалеса в контексте эволюции жанра

Автор: 
Гуменная Виктория
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
147
Артикул:
172549
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Т. 1. Исследование
Введение................................................................4
1. Жанр бамбуко в музыкальной культуре Колумбии
1.1 .Тенденции развития национальной музыкальной
культуры Колумбии................................................16
1.2. Бамбуко в составе жанров популярной музыки.................23
1.3. Исторический контекст бытования бамбуко и творчество Л. К. Гонсалеса...................................................35
2. Поэзия Л. К. Гонсалеса и традиция бамбуко...........................48
2.1. Творчество Л. К. Гонсалеса и литература
Колумбии.........................................................48
2.2. Образы поэзии Л. К. Гонсалеса
и ценности пайса............................................... 58
2.3. Принципы стихосложения и поэтика
бамбуко Л. К. Гонсалеса..........................................67
3. Бамбуко на стихи Гонсалеса: к типологии жанра
3.1. Соотношение поэзии и музыки.................................81
3.2. Инструментальное сопровождение как компонент
жанрового стиля..................................................91
3.3. Структурные закономерности бамбуко.........................100
3.4. Бамбуко как музыкально-поэтическое произведение: особенности интерпретации...........................’....^.108
Заключение............................................................119
Библиографический список ............................................123
Нотография............................................................138
Словарь испаноязычных понятий и терминов..............................139
3
Т. 2. Приложение
1. Колумбия: Историческая справка..................................150
2. Карта Колумбии..................................................157
3. Карта распространения бамбуко в Колумбии........................158
4. Список переводов стихотворений для бамбуко
Л. К. Гонсалеса....................................................159
5. Переводы стихотворений..........................................162
6. Список нотных примеров..........................................223
7. Нотные примеры..................................................226
34
гуабине и пропуск сильной доли в партии типле бамбуко. В отношении мелодико-ритмической основы вокальной партии гуабина, торбелино и пасильо отличаются не столь последовательно выдерживаемым применением синкопы и отсутствием синкопы междутактовой, как это типично для бамбуко. Общим является принцип моновысотной декламации и опевания опорных звуков в клаузуле.
Поскольку хронологические рамки формирования рассматриваемых жанров не определены, трудно связывать происхождение бамбуко с торбелино или гуабиной, однако следует отметить, что последние могут быть отнесены к фольклорным, в то время как доступные для изучения бамбуко и пасильо в подавляющем большинстве имеют авторов.
Региональные традиции танцевальной и песенно-танцевальной культуры дают нам представление об исторической эволюции жанров. На Карибском и тихоокеанском побережье и юге андийского нагорья происходит трансформация автохтонных жанров африканского, индейского и метисного населения в направлении сближения их с креольскими (кумбия, курулау, порро, сон). В то же время, в этих регионах сохраняют свою популярность и сосуществуют с креольскими сугубо фольклорные танцы (мапале, булеренге, агуабахо).
Креольские и автохтонные фольклорные песенно-танцевальные жанры отличаются контекстом своего бытования и функциями. Если первые можно отнести к исполняемым по преимуществу в любое время, то вторые сохраняют приуроченность к ритуалам и празднествам.
Специфичны для креольского музыкального пласта и некоторые формы исполнительства. Это относится, в частности, к пению дуэтом в терцию мужчин и струнно-щипковому составу инструментального ансамбля. Подтверждением данному тезису служит анализ исполнительских составов. Традиция вокальных дуэтов, начиная с XIX и вплоть до 70-80-х гг. прошлого
35
века, характерна для креолов и метисов.16
Креольские напевы рассматриваемой группы;. в сравнении с автохтонными, более универсальны по стилистике, что проявляется, прежде всего, в единстве языка, в основе которого мажоро-минорная система, гомофонно-гармоническая фактура и любовно-лирическая доминанта в содержании. В этом контексте важным дифференцирующим- признаком, придающим песенно-танцевальным жанрам региональную характерность, служит состав инструментального ансамбля. Он выступает как именно территориальный, а не жанровый маркер.
1.3. Исторический контекст бытования бамбуко и творчество Л. К. Гонсалеса
Бамбуко - сравнительно позднее явление музыкальной культуры горного региона Колумбии. Предполагается, что его формирование1 происходит в конце XVIII в., поскольку к началу- следующего века относятся первые сведения' о его бытовании и характеристика его как «предпочитаемой музыки» [Minana 1997, р. 118].
По версии колумбийских исследователей- бамбуко появился сначала в южной части горного региона; в Кауке. Его распространение происходило-вместе с продвижением масс национально-освободительных войск, в северном направлении17, охватывая весь горный регион страны- [Perdomo Escobar 1980, Minana 1997]|8. На основе ряда источников антрополог и музыковед Карлос Миньана довольно скрупулезно проследил путь распространения бамбуко в XIX в. и установил его' хронологию. В' 1827 г.
16 Для дуэта не характерен исполнительский состав сосотоящнй из афроколумбийцев. метис/афроколумбиец, креол/афроколумбиец, а также индейцы.
,7 Период событий национально-освободительного движения Колумбии начала XIX в. (1819, 1824).
18 Мнения Абадии Моралеса относительно того, что бамбуко является самым важным жанром в колумбийской культуре, благодаря его самому широкому распространению в 13 горных департаментах, придерживаются многие исследователи.