Ви є тут

Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века : Опыт типологического исследования

Автор: 
Труханова Александра Геннадиевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
320986
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................3
Глава первая Образно-смысловые универсалии..................21
1 Сфера скорби..............................................21
2 Сфера хваления............................................44
3 Сфера нравственного поучения..............................67
Глава вторая Композиционно-драматургические типы............81
1 Монотематический тип......................................84
2 Политематический тип......................................97
3 Обрядовый тип............................................113
4 Сюжетно-повествовательный тип............................130
Заключение.................................................143
Библиография...............................................155
Нотные примеры............................................172
ВВЕДЕНИЕ
В России на протяжении последних десятилетий XX века складывалась особая обстановка, новый психологический климат, когда в поисках общечеловеческих ценностей наблюдался бурный рост общественного интереса к религиозной вере, к духовным идеалам и ценностям, которые ей присущи. С середины 80-х годов было положено начало процессу изменений в отношениях государства и церкви, который особенно интенсивно стал развиваться в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси. Наметился устойчивый рост числа священнослужителей и возросло число граждан, посещающих храм для присутствия или участия в религиозных обрядах. Для одних интерес к церкви связан с возможностью приобщиться к культурно-историческим традициям, для других - с возникшим стремлением духовного обогащения, а в чём-то и с желанием снятия эмоционально-психологического напряжения.
Директивный атеизм сменился убеждением, что единственный источник и оплот подлинной духовности есть вера в Бога, при этом материалистическое мировоззрение потерпело историческое поражение. Речь идет о реальном духовном переломе, который можно обозначить как «религиозное возрождение России». Именно поэтому осмысление категории «духовность» и связанных с ней понятий к концу XX века становится необходимым, одним из самых актуальных требований общественной жизни.
В философии XX века «духовность выступает как способность человека к трансцендированию наличной действительности», а именно как вера в существование высших трансцендентных начал, непостижимым,
текстового инварианта и дающее возможность оценить современный этап в хоровом искусстве как многоохватный и неоднозначный;
• раскрытие действия композиционно-драматургических принципов в сочинениях на духовную тему как проявление индивидуально-авторского творческого мышления, что вносит определённый вклад в учение о музыкальных формах.
Кроме того, введение в исследовательский обиход большого числа современных композиций, широкого круга композиторских имён также обусловили научную новизну данной работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что исследование данной темы помогает расширить представление о тех художественных процессах, которые происходят в музыкальном искусстве конца XX века. Материалы могут быть использованы в различных областях научного знания, музыковедения, истории культуры, а также в учебных курсах анализа музыкальных произведений при изучении ряда теоретических и исторических тем, в курсе «Современная хоровая литература». Некоторые научные положения диссертации могли бы стать основой в процессе дальнейших исследований при разработке этой темы.
Глава первая
ОБРАЗНО-СМЫСЛОВЫЕ УНИВЕРСАЛИИ
Мир сакральной образности имеет многогранные очертания, так как высвечивает и раскрывает самые таинственные глубины бытия человека, неразрывную связь человека с непостижимым источником всего Сущего. Язык священного писания и богослужения, так же как и поэтическая речь народной религиозной поэзии, наделённые могучей силой эмоционального воздействия, внутренней энергией духа, в глубине образносодержательной основы представляют собой не что иное, как молитвенную песнь Богу, духовное предстояние пред ним. Осознавая многораз-личие мыслей, чувств и состояний, которые заложены в духовной тематике, имеющей свою фонетику, свой образный строй, особый уровень воздействия, в качестве смыслообразующих констант будут рассмотрены три тематические сферы: сфера скорби, сфера хваления, сфера нравственного поучения.
1.1. Сфера скорби
Процесс восстановления утраченного равновесия человеческой натуры, воспринимаемой как духовное прозрение и очищение, является концепционным свойством всей отечественной культуры, где торжество идеи гармонии неосуществимо без погружения во все ужасы мира. Сама концепция воскрешения России, проявляющаяся в трагедийных произведениях Ф.Достоевского, Л.Толстого, М.Мусоргского, Д.Шостаковича, как правило, осуществлялась через развитие идей апокалипсиса, Страшного Суда, которые выступали здесь как «духовная максима», «катего-