Ви є тут

Проблемы взаимодействия музыки и слова в якутском дьиэрэтии ырыа

Автор: 
Ларионова Анна Семеновна
Тип роботи: 
Дис. д-ра искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172811
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................... 4
Глава I
Устное музыкально-поэтическое творчество якутов.
1. Стилистические особенности якутского традиционного пения 24
2. Обрядовые жанры якутского фольклора..........................34
3. Необрядовые музыкально-поэтические жанры
якутского фольклора.............................................51
4. Специфика якутского эпоса олонхо.............................64
5.Грамматика интонационной культуры якутов и место в
ней дьиэрэтии ырыа..............................................77
Глава II
Вопросы поэтической структуры и музыкальной организации традиционной песенности якутов..................................86
1. Стихообразующие основы якутской народной поэтики.............87
2. Отражение фонетических норм якутского языка в музыкальном фольклоре народа саха..............................100
3. Музыкальные аспекты народных песен якутов...................112
Глава III
Вербальное и музыкальное в стилевых средствах
выразительности дьиэрэтии ырыа.................................126
1. О звукоподражаниях как основе якутской
фольклорной интонационности....................................127
2. Зачины в песнях дьиэрэтии ырыа..............................151
3. Кылысах как феномен якутского горлового пения...............167
4. Особенности распевов в дьиэрэтии ырыа...................... 185
3
Глава IV
Поющийся стих в дьиэрэтии ырыа
1. Взаимодействие структуры стиха и напева
в традиционной песенности народа саха.................196
2. Нераспетыс слоги в дьиэрэтии ырыа..................210
9 3. Особенности распевов слогов и гласных звуков
в дьиэрэтии ырыа......................................236
4. О трансформации вербального ряда в пении...........261
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................282
ЛИТЕРАТУРА............................................291
* ПРИЛОЖЕНИЕ № 1........................................317
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2........................................347
ф ПРИЛОЖЕНИЕ № 3........................................607
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4........................................608
»
таба бакаайытыгар» («К путам белого оленя») в исполнении П.Д.Тогонохова из Нюрбинского улуса (нотный пример № 14). Напевам чабыргаха присущи быстрый темп, как бы логично продолжающий динамику повествовательной части, и распев двумя шестнадцатыми первого слова начала почти каждой строки с ярко выраженной акцентностью и четким метроритмическим рисунком. Встречается также нехарактерный для якутской песенности пунктирный ритм в «Чабыр^ах ырыата» («Напевном чабыргахе») (нотный пример № 15). Хочется подчеркнуть, что в
музыкальном отношении данный жанр еще ждет своих исследователей.
Помимо жанров, в которых песня является разделом какого-то словесного образца, у якутов также распространены собственно песни. К ним относятся тойуки - необрядовые песни-славления, поющиеся стилем дьиэрэтии ырыа, рассмотренные нами выше в связи с стгысами. Бытовые же песни народа саха именуются в якутском этномузыкознании как дэгэрэн ырыа (размеренная, подвижная песня). Характер интонирования дэгэрэн ырыа прежде всего отмечен четкой ритмизацией, формулыюстью мелодикоинтонационного рисунка. В них все богатство и разнообразие содержания и структуры словесных текстов неразрывно связано с музыкой, так как построение вербального текста в песнях дэгэрэн ырыа строго детерменировано мелодией с ее интонационной формульностыо и четкостью метроритма.
Специфика слова в песнях данного стиля связана с преобладанием силлабики. Это наиболее ярко проявилось в песне «Анда5ар» («Клятва») в исполнении П.Е.Слепцова из Абыйского улуса (нотный пример № 16), в которой все строки представляют собой семисложник с делением 4+3. В пении данная структура преобразуется за счет добавочных слогов в восьмисложники, а в четвертой строке - в девятисложник. Словораздел подчеркнут распевом слога в ритме «ПШ.
В манере дэгэрэн ырыа поют колыбельные песни, характерным примером которых является напев, записанный Э.Е.Алексеевым во время экспедиции в Таттинский улус от пожилой якутской женщины (нотный пример № 17). Причем колыбельная могла петься в стиле и дьиэрэтии ырыа,
и дэгэрэн ырыа. Э.Е.Алексеев пишет: «В любом из типов пения могли звучать туойсуу ырыата - песни любовного припевания, многочисленные и однообразно бесконечные дорожные, путевые песни (суол ырыата, айан ырыата) и колыбельные песни биИик ырыата» [22, с. 7]. Такая
стилистическая гибкость была отмечена нами в якутских сказках. Отличие их заключается в том, что колыбельную песню поют от начала до конца в одном стиле пения, и, таким образом, стилистика ее не подвергается изменению внутри одного напева.
«БиИик ырыата» («Колыбельная»), записанная от У.Г.Нохсорова в 1946 году и нотированная Э.Е.Алексеевым (нотный пример № 18), от начала до конца поется стилем дэгэрэн ырыа. Первая часть словесного текста песни, основанного на описании наступления вечера, содержит сингармонизм гласных а. В первом разделе второй части почти все слова начинаются с согласного к. Основу поэтического текста составляют:
Аанныыр ийэ дойдуларбын - восьмисложник
Анааран сырдатар - шестисложник
Аламай маїган куинэрикпит - девятисложник
Ар$аа диэки, - четырехсложник
Араат бай^ал, -четырехсложник
Аннын диэки - четырехсложник
Тахсан тустэ, до^оттоор! - семисложник
Изначальную Мать-Землю,
Щедро осветив,
Ласковое белое солнце наше К западу, к необъятному морю Спустилось, друзья мои.
Здесь наблюдается разносложность строк, то есть в стихотворных структурах дэгэрэн ырыа также встречается отход от силлабики. При пении словесный текст видоизменяется с добавлением слогов преимущественно с согласным звуком г в сочетании с различными гласными.