Ви є тут

Проблемы романтизма в музыке зарубежного балета (1917-1939)

Автор: 
Косачева Римма Георгиевна
Тип роботи: 
ил РГБ ОД 71
Рік: 
1917
Артикул:
173011
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................. 3
Часть I. РОМАНТИЗМ - АБТИРОМАНТИЗМ (обновление и преемственность)
Глава I. Противостояния романтизма классицизму и их связь 23 Глава 2. Антиромантизм как видимая оппозиция романтизму . 56
Глава 3. Некоторые антиромантические течения ...... 83
Часть П. СУДЬШ РОМАНТИЗМА В ОСНОШЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ЗАРУБЕЖНОГО БАЛЕТА Глава 4. Социально-критическое направление в балете . . .118
Глава 5. Мюзик-холльные направление в балете ..... 145
Глава 6. Неоклассицизм в балете....................200
Глава 7. Фольклорное направление в балете ...... . 285
Заключение ...........................................335
Библиография ..........................................342
3
ВВЕДЕНИЕ
Г
Музыка зарубежного балета в период 1917 - 1939 годов сконцентрировала в себе все новейшие завоевания-искусства XX века с их многообразием и противоречивостью. Прежде всего потому, что хореографический театр оказался связанным с именами композиторов-корифеев, признанных лидеров современного искусства - И.Стравинского, Б.Бартока, С.Прокофьева (его ранние балеты заняли важное место в зарубежном музыкальном театре), и с именами замечательных музыкантов, таких, как Д.Мийо, Ф.Пуленк, М. де Фалья, К.Шиманов-ский. Вместе с тем и сам балет в XX веке пережил определенную эволюцию и вышел на авансцену музыкального театра, порой даже опережая оперу.
Формирование новых национальных школ, возрождение балета в странах, где в конце прошлого века он пришел в упадок, - все это представляло собой поистине всеобъемлющий процесс; были разбужены глубинные силы искусства народного танца, воскрешались интереснейшие фольклорные традиции в музыке и хореографии, которые взаимообогащали и дополняли друг друга * . Сказанное определяет тему исследования, которое посвящено развитию зарубежной балетной музыки (в тесной связи с хореографией) в период 1917 -
1 В данной работе намеренно исключаются из поля зрения аналогичные процессы в развитии советского балетного театра, так как они обладают определенной спецификой и представляют тему специального исследования.
33
к привычному, видимому, чувственному миру вновь обращается к неизведанным глубинам. Духи бездны были закляты человеком классицизма, дабы в упоении жизнью он мог наслаждаться светом дня. Теперь же они вновь выходят из глубин, и мир застилается туманом фантастических видений. Романтизм - это новое нарушение равновесия между духовно организованным мировосцриятием и психическими силами, которые не были включены в него" * .
Таким образом бесконечность романтизма не только возвышенна в духе философии Шеллинга, согласно которой природа и жизнь есть непрерывное творчество; творя самих себя, они себя же самим себе открывают, они возвышаются в своем развитии со ступени на сту-
2
пень, покамест не кончают миром культуры и человека . Романтизм знает также иную бесконечность, погружающуюся в хаос, приоткрывающую завесу над темным миром инстинктев и страстей. Иными словами, романтизм открывает искусству два мира - один бесконечно возвышающийся над человеком и его низменным, повседневным существованием и другой, заключенный в его собственной душе, прони-занной страхом перед неизбежным .
Вот эта-то двойственность романтизма и создала возможность | разных путей его преодоления. С одной стороны прорыва в царство разума, перехода к иному, более глубокому познанию реальности и | ее претворения в искусстве, с другой - погружения в царство под-
* Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане” Вагнера. М., 1975, с. 28.
2 См. об этом: Берковский Н. Романтизм в Германии, с. 25.
2 В последние годы появилась и концепция романтического тро-емирия. См. об этом: Волков И. Творческий метод и художественные системы. М., 1978, с. 157.
34
сознания, неуправляемых побуждений и инстинктов, воплощения в образах искусства всепоглощающего страха одинокой души, бессильной не только перед чуждым и враждебным миром, но и перед причудливы-выми порождениями своих собственных глубин, где разум теряет свою суверенность. И то и другое было в романтизме, поэтому-то ему в равной мере обязаны как критический реализм, повернувший к реальности наличного бытия, так и те художественные течения начала века, которые настаивали на иррациональности, абсурдности бытия.
Утверждение духовной красоты человеческой личности, противостоящей бездуховности повседневного бытия, яркий обличительный пафос, - все это позволяет найти точки соприкосновения между романтизмом и классицизмом.
Никто иной, как классик Ж.Б.Мольер, перекликался с романтиками своим пониманием страшной силы пороков, паривших в обществе Франции блистательной эпохи "короля солнца”. Б комедии "Мизантроп” об этом сказано недвусмысленно - обличительно:
О нет! Согласен я, что всюду ложь, разврат,
Что злоба и корысть везде царят,
Что только хитрости ведут теперь к удаче,
Что люди бы должны быть созданы иначе * .
Однако в том-то и особенность классицистского взгляда на
I
мир, что он предполагает возможность смягчения нравов, исправле- \ ния не только общества, но даже самой людской природы в соответ- / ствии сего высоким идеалом. Таким идеалом для классицизма была античность. "Классики, - подчеркивает М.Друскин,(имея в виду именно последних великих мастеров эпохи классицизма. - Р.К.), -разумеется, не отрицали наличия темных сторон жизни, но, как
* Мольер Ж.Б. Комедии. М., 1972, с. 294