Ви є тут

Проблемы оптимизации профессионального становления музыканта-исполнителя : На материале фортепианного искусства

Автор: 
Салдаева Галина Михайловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273646
179 грн
Додати в кошик

Вміст

3
15
15
35
51
75
100
104
118
143
179
184
209
ПРОБЛЕМЫ 011ТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЫКА! ГГА-ИСПОЛ! 1ИТЕЛЯ (на материале фортепианного искусства)
Введение ..................................................
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛИНТЕЛ Я .........................................................
1.1. Понятие оптимизации и его значение для теории и практики воспитания музыканта...........................................
1.2. Подход к проблемам совершенствования подготовки музыканта в историческом прошлом теории исполнительского искусства.
1.3. Современные поиски путей эффективного формирования-развития исполнительского мастерства музыканта-инструменталиста ...
1.4. Опыт методологического обоснования оптимизации в сфере музыкального исполнительства и педагогики......................
Глава. 2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПИАНИСТА И ПУТИ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ .....................................................
2.1. Мастерство пианиста: вопросы фундаментализации и устойчивого развития ...............................................
2.2. Проблемы художественного развития пианиста: системность и преемственность в построении учебного репертуара.............
2.3. О совершенствовании организации учебно-творческой деятельности пианиста.............................................
Заключение.................................................
Литература.................................................
Приложения.................................................
ВВЕДЕНИЕ
Современное музыкознание и музыкальная педагогика, расширяя и углубляя процессы изучения музыкального искусства, все чаше выходят в сопредельные области знаний, что дает импульс к развитию новых направлений в их исследованиях.
К числу таких направлений может быть отнесено изучение актуальных проблем оптимизации и устойчивого профессионального становления музыканта, как одного из важнейших условий обеспечения адекватного функционирования музыкального искусства в обществе. Как известно, оптимизация есть процесс приведения какой-либо системы в наилучшее (оптимальное) состояние, наиболее благоприятствующее ее успешному функционированию. Поиск такого состояния сложного, многоаспектного и разноуровневого, а также довольно длительного процесса профессиональной подготовки музыканта, весьма актуален как для музыкально-исполнительского искусства, так и для существующей практики профессиональной подготовки музыкантов-инструменталистов, в частности пианистов.
Эта проблематика, с нашей точки зрения, довольно близко касается общемировой проблемы безопасности профессиональной деятельности, относящейся в современном мире ко всем се видам и формам, в том числе к сфере музыки, ее исполнению и преподаванию. Ибо типичные трудности, которые часто возникают у будущего музы канта-исполнителя в период обучения, могут рассматриваться как угрожающие (порой в значительной степени) его успешному профессиональному становлению, последующему развитию и творчеству.
Музыкознание и его отрасли — теория музыкально-исполнительского искусства и музыкальная педагогика как гуманитарные науки, непосредственно связанные с творческой практикой музыканта-художника, должны быть не только активно включены в общий процесс осмысления проблем 011-
20
В самом первом приближении (более детально этот вопрос будет рассмотрен п последующих разделах диссертации) можно, с нашей точки зрения, выделить несколько блоков необходимых качеств.
Это, прежде всего, понимание музыки как искусства и образнотворческой деятельности, выражающей эмоционально-психологическое состояние человека в его отношениях с окружающим миром.
Далее — это качества, определяющие умение слышать и содержательно воспринимать интонационный язык музыки. Затем имеется в виду закладка слухо-двигателыюго фундамента развития технического мастерства, позволяющего последовательно овладевать всеми необходимыми для исполнительства видами инструментальной фактуры.
Следующим важнейшим компонентом фундамента пианистического мастерства является все относящееся к ритмической стороне музыки, которая органично объединяет метрическую периодичность с ощущением ритмических соотношений звуков, временных сопоставлений звуковых пространств и чувством акцентности. Другой значимый блок фундамента — эстетическое отношение к фортепианному звуку, непосредственно связанное с восприятием тембра и смысловой наполненностью художественного образа исполняемой музыки.
Наконец, необходимой составной частью фундаментального комплекса начинающего исполнителя мы считаем то, что можно назвать социальным чувством музыканта, служащим основой будущего артистизма — желание через звуковое творчество передавать свое мироощущение другим людям.
Важнейшим личностным качеством начинающего музыканта является также потребность постоянного общения со своим музыкальным инструментом, внутренняя необходимость самостоятельных занятий, тесно связанная с чувством самовыражения. Оба последних качества, естественно, составляют воспитательную сторону занятий с начинающим исполнителем, воспитательную сторону обсуждаемого фундаментального блока оптимизации его про-
фессионального обучения.
Собственно профессиональная полготовка музыканта-исполнителя, как известно, начинается с момента поступления в среднее специальное учебное заведение — музыкальное училище или колледж, и далее продолжается в вузе. Она разделяется на два этапа, имеющих аналогичное строение и содержание. Эти этапы отличаются, в сущности, лишь мерой углубления в изучаемые стороны профессионального мастерства и в содержание общепрофессиональных, гуманитарных, социологических и других дисциплин.
Вместе с тем, в непрерывном процессе подготовки музыканта-исполнителя к профессиональной деятельности с точки зрения достижения ее качества и полноценного мастерства существует еще один этап, который в настоящей работе мы определяем как завершающий — этап профессионального становления.
Этот этап по времени совпадает с началом самостоятельной профессиональной (исполнительской или исполнительско-педагогической) деятельности. Общеизвестно, что становление специалиста как Мастера не завершается с окончанием учения под руководством преподавателей, а происходит в процессе самостоятельной работы, первый этап которой состоит в выделении из всего массива полученной в годы учения информации и практических навыков, наиболее ценных именно для данной творческой личности специалиста; иными словами — в создании завершенной и достаточно полной личной системы творческой деятельности — исполнительской или педагогической.
Этап профессионального становления проходят все без исключения специалисты во всех сферах производства, образования, науки и искусства в самых различных формах — стажировки, производственной практики, которые в некоторых, например инженерных специальностях, занимают наибольшую часть времени на последнем году обучения в вузе.
Показательно, что в образовательных системах некоторых, наиболее развитых стран, укоренилось принципиальное разделение образования на