СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ........................................................ 3
ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ ОБЩСТВЕННО-ЙСТОРИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ НА
МУЗЫКАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ КАЗАХСКОГО НАРОДА.................. 24
§ I. Исторические и социально-этнографические особенности формирования музыкальных традиций казахов ..................................................... 24
§ 2. Усиление прогрессивно-демократических тенденций музыкальной жизни в процессе взаимодействия русской и казахской культур ........................... 45
§ 3. Музыкальная жи$нь Казахстана в период социалистических преобразований ................................ 66
ГЛАВА П. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНСКОГО СЕЛА..................... 95
§ I. Музыкальные потребности и интересы сельских
тружеников .......................................... 95
§ 2. Роль народного художественного творчества в
развитии музыкальной жизни села .....................124
§ 3. Массовая информация и музыкальная жизнь села ....146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................163
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................177
ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................200
- 3 -
введение
Повышение уровня благосостояния и культуры советских людей, формирование всесторонне развитой личности - стратегические ориентиры социалистического строительства. Важная роль в решении задач, поставленных ХХУ1 съездом партии, последующими Пленумами ЦК КПСС, принадлежит целенаправленной и эффективной культурно-воспитательной деятельности, неотъемлемым элементом которой является музыкальное воспитание, тесно связанное не только с формированием высокой музыкальной культуры различных социальных групп и слоев населения, но и с совершенствованием советского образа жизни в целом.
Научно-техническая революция, экономические, социальные и духовные сдвиги в общественной жизни страны стали важным фактором стирания социально-классовой и национально-территориальной дифференциации. Существенно изменились социальный облик и культурные ориентации сельского жителя. Усложнилась и его музыкальная жизнь. Сегодня уже совершенно неправомерно отождествлять музыкальную жизнь села с преобладанием локальных фольклорных традиций. Для музыкальной культуры современного казахстанского села все более характерно интенсивное проникновение интернациональных образцов музыкального творчества, которому присущи многообразие, а нередко и противоречивость жанров, стилей.
Социологический анализ влияния экономических и социальных сдвигов в казахстанском селе на музыкальную жизнь требует конкретного изучения не только культурно-эстетических, но и социально-демографических характеристик жизнедеятельности различных групп сельского населения. Перестройка социальной инфраструктуры села оказывает, например, неодинаковое влияние на музыкальные ориентации молодежи и старшего поколения. Поэтому формирование
- 22 -
но—эстетического воспитания на селе.
Научная новизна исследования заключается в следующем.
Разработан концептуальный подход к изучению музыкальной жизни села как сложного системного образования, характеризующегося внутренней динамикой и целостностью.
На основе использования конкретной социологической информации установлены факторы, определяющие социально-культурную дифференциацию музыкальной жизни различных категорий сельского населения Южного Казахстана.
Проведен конкретно-исторический анализ социально-экономических и культурных преобразований в казахстанском селе, обусловивших качественную перестройку музыкальной жизни.
Осуществлен междисциплинарный анализ проблемы совершенствования культурно-воспитательной работы на селе, открывающий новые возможности интеграции социологического, музыковедческого и педагогического подхода к управлению развитием культуры.
Разработаны научно-методические рекомендации по проведению комплексных социально-музыковедческих обследований на основе массовых выборочных опросов, в том числе на объектах с многонациональным составом населения.
Практическая значимость результатов исследования.
1. Основные положения проведенного исследования могут быть использованы при разработке планов социального развития сельских поселений, перспективном планировании работы клубов, сельских домов культуры, концертных объединений, филармоний, коллективов художественной самодеятельности;
2. Методика социологического исследования может быть использована в качестве типовой цри проведении аналогичных разработок;
3. Результаты исследования получили практическое применение в лекционном курсе по вопросам музыкальной культуры сельско-
- 23 -
го населения, в рекомендациях для руководителей учреждений культуры; они использованы Чимкентской областной организацией общества "Знание", худонественшми советами ряда областных филармоний и Дворцов культуры республики.
Результаты исследования освещались в выступлениях автора на Всесоюзной научно-теоретической конференции аспирантов вузов культуры и искусства (Алма-Ата, 1982 г., Саратов, 1984 г.), на научно-методических и научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Чимкентского педагогического института имени аль-Фараби (1981, 1982, 1984 гг.), областной конференции культпросветработников (Чимкент, 1984 г.); отракены в лекциях и докладах о музыкальной культуре Казахстана, о проблемах взаимообогащения музыкальных культур народов СССР и др.
Исследование проводилось в рамках комплексной темы "Управление процессом формирования и развития духовной культуры развитого социализма”, утвержденной Минвузом КазССР (январь 1980) и зарегистрированной ВШМ центром (номер государственной регистрации 80038950).
- Київ+380960830922