Ви є тут

Творческая деятельность Г.А. Орвида и ее значение в развитии отечественного искусства игры на трубе

Автор: 
Паутов Анатолий Михайлович
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2005
Кількість сторінок: 
186
Артикул:
133909
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................... 3
Глава I. Школа игры на трубе Московской консерватории
как яркое художественное направление в отечественном исполнительстве на духовых инструментах.
1.1. Творческое наследие и преемственность в подготовке
профессиональных исполнителей на медных духовых
инструментах в Московской консерватории...........................13
1.2. Школа игры на трубе Московской консерватории и её роль
в развитии отечественной исполнительско-педагогической
практики музыкантов-духовиков.....................................40
Глава II. Творческо-исполнительская и музыкально-общественная деятельность Г.А.Орвнда.
11.1. Основные этапы жизненного пути Г.А.Орвида........................77
11.2. Оркестровая и сольная исполнительская деятельность
Г.А.Орвида........................................................83
Глава III. Научно-методическая и педагогическая деятельность Г.А.Орвида.
П1.1. Роль Г.А.Орвида в развитии научной теории игры на трубе.........108
Ш.2. Характеристика педагогического опыта и методических
принципов Г.А.Орвида.............................................140
Заключение............................................................166
Список использованной литературы......................................169
Приложение............................................................184
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы и постановка проблемы исследования. На современном историческом этапе развития российского общества как никогда остро стоят проблемы динамизации культуры и искусств, обусловленные изменениями в общественной, политической, экономической сферах. В настоящее время четко прослеживается тенденция переосмысления художественно-эстетических ценностей и приоритетов, что влечет за собой необходимость пересмотра ряда образовательных структур и процессов, в том числе и в области обучения и исполнительства на духовых инструментах, связанных с духовным совершенствованием и музыкально-эстетическим воспитанием личности.
Отечественное искусство игры на духовых инструментах прошло в своем развитии достаточно трудный, но интересный путь, достигнув заметных успехов. Оно долгое время было вынуждено ориентироваться на идеологические установки и лишь в 90-х годах XX века - в конце советского периода - окончательно освободилось от идеологического диктата, что открыло более широкие возможности в системе образования профессиональных музыкантов на базе интеграции наук и накопленного богатого практического опыта. Наибольший подъем в области отечественного духового исполнительства пришелся на вторую половину прошлого века когда о его успехах заговорили во всем музыкальном мире. Для этого эволюционного периода были характерны следующие тенденции: постоянный рост мастерства музыкантов-духовиков; активизация их концертной деятельности с последующим выходом на международную сольную и конкурсную сцену; расширение учебно-педагогического и концертного репертуара духовых инструментов; углубление научно-методических изысканий в сфере духовой инструментальной культуры; совершенствование мето-
17
трактоваться в общем значении исполнительского опыта музыкантов-духови-ков.
В своей установке Ю.Усов исходил из того, что понятие школы как творческого направления складывается из комплекса задач, которые следует решать учащимся, стремящимся стать профессиональными исполнителями. По его мнению «Школа - это владение инструктивным материалом, включающим в себя ежедневные упражнения в их дидактическом развитии, гаммы с их разработкой, арпеджио трезвучий, доминантсептаккордов, уменьшенных септаккордов, этюды. Школа - это умение абстрагированно на инструктивном материале добиваться выработки разнообразных технических приемов игры на трубе, необходимых в дальнейшем для качественного художественного воплощения музыкального замысла. Школа - это применение, накопление и закрепление основных навыков игры на трубе в исполнительском процессе, объединение и подчинение их творческим задачам. Школа - это обладание художественным вкусом, творческим мышлением, глубоким чувством, яркой эмоциональностью, высокими нравственными достоинствами и способность проявления всего этого в исполнительском процессе» (163, 7).
Итак, вполне понятен целевой посыл этих выдающихся мастеров музыкальной педагогики - научно сформулировать и объяснить сущность явления «исполнительская школа» и, следовательно, внедрить это понятие в практическую педагогику и профессиональный лексикон музыкантов-духовиков.
Исходя из современных условий развития теории и практики игры на духовых инструментах, не умаляя ценности высказываний Г.Орвида и Ю.Усова, позволим дать собственное толкование понятию «исполнительская школа», которая в музыкально-образовательном пространстве наших дней может рассматриваться как сложившееся системное художественное направление, призванное удовлетворять творческие, эстетические и воспитательные запросы общества и личности на базе трех основных принципов:
18
- саморазвития, когда сохраняются и закрепляются лучший опыт, традиции, взгляды, концепции, созданные прежде, а также привносятся инновации во всех сферах функционирования данного исполнительского направления;
- самосовершенствования, которое предполагает как личный профессиональный рост педагога, так и индивидуальное всестороннее развитие учащегося (обучаемого) как творческой личности на основе комплексной эффективно действующей учебно-воспитательной и методической программы;
- самореализации, подразумевающей деятельность данного направления в рамках традиционных форм, методов и средств организации музыкальноисполнительского и образовательного процесса, позволяющую достигать устойчивого положительного художественного результата.
Безусловно, представленная теоретическая трактовка «школы» содержит в себе множество взаимосвязанных смыслообразующих элементов (цель, информационная обеспеченность, педагогическая коммуникация, формы и способы взаимодействия педагога и учащегося), а также таких компонентов, как методы, материальные и технические средства обучения (учебно-педагогическая и музыкально-художественная литература, музыкальные инструменты и другие). Их взаимообусловленность во многом зависит от значимости главной идеи и ценностных составляющих, стоящих в основе развития школы, специфики обучения на том или ином музыкальном инструменте, цели конечного образовательного результата. Не последнее место в условиях жизнедеятельности «школы» принадлежит творческому общению между собой педагогов и учащихся, а также специалистов и других лиц, поддерживающих данное направление. Без всего этого «школа» лишена способности результативно действовать и развиваться, т.е. получать необходимое общественное признание.
Для выявления местных (региональных, национальных) особенностей той или иной музыкально-исполнительской школы, специфики ее системных связей необходим отдельный многосторонний анализ с привлечением различных исследовательских методов. Наше дальнейшее намерение как раз и состоит в рас-