Ви є тут

Художественный мир Ф.С. Акименко

Автор: 
Матюшина, Екатерина Владиславовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172727
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение...............................................................4
I. Ф. С. Акименко и «стиль времени»...................................15
I. 1. Концепция символизма (начало века)..........................16
I. 1. 1. Высказывания поэтов-символистов......................17
I. 1.2. Высказывания поэтов-постсимволистов...................22
Ï. 2. Концепция символизма (конец века)...........................24
I. 2. 1. Проблема «символизма в авангарде»....................24
I. 2. 2. Другие современные интерпретации русского символизма...26
I. 3. «Диалог» Акименко-музыканта и писателей-символистов.........28
II. Ф. С. Акименко - музыкант и исполнитель...........................39
II. 1. Предварительные замечания.................................40
II. 2. Циклические композиции для фортепиано: вопросы
художественного стиля.......................................48
II. 2. 1. «Uranie. La muse du ciel. Esquisses fantastiques
pour piano», op. 25.................................55
II. 2. 2. «Deux esquisses fantastiques», op. 33.............65
II. 2. 3. «Rêves étoilés», op. 42...........................68
II. 2. 4. «Pages de poésie fantasque», op. 43...............79
II. 2. 5. «Caprices des harmonies (21 Préludes)», op. 62 bis 95
III. Ф.С.Акименко-литератор и критик.................................107
III. 1. Литературное творчество: общая характеристика...........108
III. 2. Литературное творчество: жанры и проблемы...............111
III. 2. 1. Искусство: его сущность, задачи и функции.......116
III. 2.2. «Вселенское искусство»...........................118
III. 2. 3. Искусство и Наука: «источник Вечной Красоты» и
«человеческий Разум»...............................120
III. 2.4. «Реципиенты Искусства»...........................122
2
Заключение...........................................................125
Библиография.........................................................128
Приложения...........................................................143
Приложение-1: Нотные иллюстрации.....................................144
Приложение-2: Автобиография Ф.Акименко...............................202
Приложение-3: Каталог творчества.....................................208
Приложение-4: Письма А.Н.Скрябина к Ф.С.Акименко.....................226
Приложение-5: Из К.Фламмариона (дайджест)............................229
Приложение-6: Изобразительные иллюстрации............................245
1912 - 1914 годы), высказывает свое мнение об авторах и их произведениях -с уважением, ненавязчиво, доброжелательно.Например, сравнивая «Сог Ardens» Вяч. Иванова с «собранием поэтических ценностей», Ходасевич говорит о том, что в этих стихах «заключена художественная история веков, которые были старше них. Но историю веков последующих они не изменили ни на йоту. Творчество Иванова неизбежно войдет в историю, но если и вызовет наивные подражания, то не будет иметь продолжателей» (Ходасевич 2002: 336)29.
В литературном творчестве Ф.Акименко ощущается влияние идей символизма - стремление к неизведанному, «музыкальность» высказываний, гармоничность формы, - воспринимаемых композитором как импульс для претворения их в музыкальном творчестве.
Но не только в литературном! Художественный мир Ф.Акименко «населён» существами, ароматами и звуками того времени, когда заботились о том, чтобы «создавать эхо в лабиринтах души» (Вяч. Иванов).
29 Ходасевич В. Русская поэзия (обзор) И Критика русского постсимволизма. М., 2002. T.2. С. 334 -354.
23
I. 2. Концепция символизма (конец века)
1.2.1. Проблема «символизма в авангарде»
Сделав краткий обзор высказываний современников Ф.Акименко о концепции символизма, обратимся к толкованиям нашего времени30.
Проблема «символизма в авангарде», обозначенная и разработанная Д.Сарабьяновым. - одно из новейших исследований, ставящих особые проблемы, ранее не поднимаемые. Обращаясь к рубежу 1900-1910-х годов, когда «с одной стороны, заканчивал свой путь символизм, а с другой, формировался и уже обнаруживал свои завоевания авангард», исследователь констатирует взаимопроникновение художественных категорий: «вопрос о символизме в авангарде встает в тех случаях, когда тот или иной авангардист на своем пути проходит символистский этап, а затем отходит от символизма, восприняв в большей или меньшей степени его особенности» (Сарабьянов 2001: 310)31.
Автор объясняет факт «сцепления символизма и авангарда» некоторыми особенностями русского символизма. Одной из них является «многосмыс-ленность каждого элемента формы художественного произведения, которую символизм сделал непременным качеством всякого искусства..., вошедшая как самостоятельная идея в искусство авангарда» (Там же: 312) (Курсив наш. -Е.М.). Другая черта русского символизма, оказавшая влияние на авангард, -требование «преодоления реальности ради постижения метафизики мира, проникновения внутрь явления или сопоставления последнего с космосом..., ради создания мира собственного, параллельного реальному. В роли соединительного звена... этих миров оставался символ» (Там же: 312).
По мнению Д.Сарабьянова, оригинальность процесса взаимодействия символизма и авангарда в русской культуре, по сравнению с другими национальными школами, выражалась как в «контрасте их внешнего отчуждения и
30 В исследовании этой проблемы для нас имели значение и труды современных отечественных авторов, касающиеся связей музыки и литературы, например: ГгрверЛ.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). М., 2001.
31 Сарабьянов Д. Символизм в авангарде: некоторые аспекты проблемы. Тезисы. // Искусствознание, 2001,
№ 1. С. 310.
24