Ви є тут

Музыкальные инструменты арабов Палестины

Автор: 
Ришмави Одех Халиль
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2010
Кількість сторінок: 
199
Артикул:
133031
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................4
ГЛАВА 1. ЭТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ТРАДИЦИОННОЙ ИНСТРУМЕН ТАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ АРАБОВ ПАЛЕСТИНЫ..................................................21
1.1 Географичсские и экономические предпосылки традиционной культуры арабов Палестины.............22
1.2 Ремёсла, художественные промыслы и инструментарий.. .24
1.3 Звуковой ландшафт Палестины....................27
1.4 Иегорические аспекты формирования инструментальной традиции Палестины.................................35
ГЛАВА 2. ОРГАНОГРАФИЯ ПАЛЕСТИНСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ.............................................43
2.1 Идиофоны.......................................44
2.2 Мембранофоны...................................53
2.3 Хордофоны......................................66
2.4 Аэрофоны.......................................85
2.5 Выводы.........................................95
ГЛАВА 3. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ТРАДИЦИОННЫХ
ЖАНРАХ И ФОРМАХ ПАЛЕСТИНСКОЙ МУЗЫКИ..............99
3.1 Исполнительство и жанр......................99
3.2 Собегвенно инструментальные жанры..........103
3.3 Вокально-инструментальная музыка...........106
3.4 Инструментальная музыка с танцем и шествием 111
/
3
3.5 Традиционная музыкальная теория, эстетика
и терминология.......................................] 15
3.5.1 Эрго-морфологические термины..................116
3.5.2 Музыкально-исполнительские и
формообразовательные термины и жесты..........117
3.5.3 Музыкально-эстетическая терминология..........118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................120
БИБЛИОГРАФИЯ.................................................126
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................153
1. Рисунки и обмеры палестинских народных инструментов.... 153
2. Фотографии музыкальных инструментов.................157
3. Нотное приложение...................................187
СЛОВАРЬ ПАЛЕСТИНСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ.......................................................197
18
Научная новизна диссертации обусловлена как ее материалом, так и с рассматриваемыми в ней проблемами и применяемой методологией и методикой исследования. Впервые представлен и исследован весь корпус традиционного инструментария арабов Палестины. Впервые он исследован как целостное структурно-функциональное явление в системе региональной этнической культуры. Впервые в научный обиход органологии, музыкознания и этнологии введены нотные и аналитические материалы, репрезентирующие инструментальную исполнительскую традицию Вифлеемского региона, где значительное место принадлежит культуре арабов-христиан; впервые в сферу европейской этномузыкологии и инструментоведения введены данные об изготовлении и игре на различных видах традиционных музыкальных инструментов, полученные при непосредственном вхождении в этническую традицию автора-исследователя в роли исполнителя, ученика, профессионального коллеги-собеседника традиционного музыканта. Впервые на арабском этническом материале осуществлена попытка выявить основы исполнительства в системе контактной коммуникации, принципы хранения и передачи традиции посредством координации результатов музыковедческого анализа с данными традиционной музыкальной эстетики, психологии, теории и терминологии. Впервые на базе палестинской культуры выявлены основные виды ансамблевого исполнительства в арабской музыкальной традиции.
Практическая значимость диссертации, во-первых, заключена во введении в научный обиход новых материалов по инструментальной кулыуре народов Ближнего Востока, научных описаний и замеров инструментов, аналитических нотаций инструментальных наигрышей, которые найдут применение как в этномузыкологии, теоретическом
19
музыкознании, инструмснтоведении, этнографии,
этнопедагогике, так и в творческой практике современных исполнителей и композиторов. Во-вторых, полученные теоретические выводы и обобщения о специфике арабо-палестинского музыкального инструментария, взаимосвязи инструментария, жанра, артикуляции и исполнительской техники, которые могут быть сопоставлены с аналогичными явлениями как на арабском, так и на ином этническом материале и прослежены другими исследователями на пути становления феноменологии и типологии традиционной инструментальной музыки. В-третьих, для современного этноинструментоведения могут оказаться перспективными разрабатываемые в диссертации исследовательские методы, предлагаемые автором методики экспедиционной фиксации материала и апробированные им пути работы с аутентичными носителями традиции. В-четвёртых, данные диссертации могут быть использованы в учебных курсах народного музыкального творчества, этноинструментоведения, музыкально-этнографической документации, истории и теории исполнительства на народных инструментах, истории арабской музыки, этносольфеджио, сравнительного музыкознания (музыки народов мира) в высших и средних специальных учебных заведениях культуры и искусства.
Апробация дайной работы осуществлялась в нескольких формах. Диссертация обсуждалась на заседаниях сектора инструментоведения Российского Института истории искусств и Отделения музыки Восточного Иерусалимского университета. По теме диссертации автор неоднократно выступал на международных конференциях в Санкт-Петербурге, Москве, Вифлееме (Палестина), Маракеше (Марокко), Люблине и Катовице (Польша), Берлине (Германия). Зафиксированные и