Ви є тут

Американский музыкальный экспериментализм первой половины XX века: представления о звуке, концепция инструмента, композиции : Г.Коуэлл, Дж. Кейдж, Л.Хэррисон

Автор: 
Тимошенко Алиса Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274927
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ I
ЗВУК И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ Ф КОМПОЗИТОРОВ - ЭКСПЕРИМЕНТАЛИСТОВ
Раздел 1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛИЗМ: ЗВУКОВОЙ ОПЫТ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ 20
1) Портреты 21
2) Полиэтническое и полистадиальное как факторы музыкально-художественного сознания в экспериментализме 25
3) Экспериментализм и художественные традиции США 33
4) Заключение 40
Раздел 2. КОНЦЕПЦИЯ ЗВУКА В АМЕРИКАНСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛИЗМЕ: ПОИСКИ, ВЛИЯНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ 42
1) Футуристический компонент (музыка: искусство числа или искусство шума) 43
2) Кластер: феноменология явления 46
3) Модель музыкального звука в экспериментализме 55
^ 4) Ориентальный компонент (музыка - искусство звука) 59
5) Закшоченис 63
Раздел 3. ИНСТРУМЕНТ В МУЗЫКАЛЬНО - ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ КОУЭЛЛА, КЕЙДЖА, ХЭРРИСОНА 65
1) Звуковой мир экспериментализма 68
2) Музыкальный инструмент 71
3) Заключение 78
ЧАСТЬ II
ИНСТРУМЕНТ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА В АМЕРИКАНСКОМ
ЭКС11ЕРИМЕНТАЛИЗМЕ
Раздел 1. «АМЕРИКАНСКОЕ ФОРТЕПИАНО» 79
1) В поисках традиции 79
2) Художественно-акустический облик инструмента 81
т
3) Фортепиано в американской культуре 20-х - 40-х годов: эксперименты, тенденции, параллели 83
4) Кордепиано в ансамблях 94
5) Заключение
Раздел 2. МУЗЫКА ДЛЯ УДАРНЫХ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛИЗМЕ ИЕЕ ИСТОКИ
1) Краткая предыстория
2) Контролируемая импровизация: опыт реконструкции
3) Заключение I
4) Хореографический компонент
5) Заключение 2
6) Инструментарий
7) Заключение 3
Раздел 3. КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УДАРНЫХ В ТВОРЧЕСТВЕ КОУЭЛЛА, КЕЙДЖА И ХЭРРИСОНА
1) Особенности фактурной организации
а) Гамелан: морфология фактуры
б) Акустическое пространство в музыке для ударных эксперименталистов
2) Заключение
3) Особенности временной организации
а) Участие тембра в становлении формы
б) Участие длительности в становлении формы
в) Проблемы связности и динамизации периодичной формы
г) Метод «контроля атак» Коуэлла
д) Микро-макро форма Хэррисона
е) Принцип тембрового контраста
ж) Особенности оформления начала и завершения
з) Динамика: фактор формообразования и знак традиции
4) Композиционные типы
5) Заключение ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
составами европейского инструментария8, работы с танцевальными студиями. Интерес к гамелану возник у композитора под влиянием лекций Коуэлла «Музыка народов мира» («Music of the peoples world»), прочитанных последним в университете Сан-Франциско весной 1935 года. Особое значение для композитора имел и непосредственный звуковой опыт общения с азиатскими культурами: в Сан-Франциско он имел возможность смотреть танцевальные представления яванского театра Карран (Curran Theater), а также постоянно посещать спектакли Китайской оперы (Cantonese opera)0. Композитор был оригинальным художником, дизайнером-флористом, в совершенстве владел искусством каллиграфии, подражая в этом китайским мастерам. В литературном мире Хэррисон известен как поэт, критик. В названиях его музыкально-поэтических сочинений отражается многогранный и красочный мир, объединяющий образы индийской, мексиканской и греческой мифологий, европейской культуры («Ьо Кого Sutro» для хора и гамелана /буддийские тексты, переведенные на эспсрантоЛ «Авалокитешвара», Вариации на «Песнь Палестины» Вальтера фон дер Фогельвайде и др.).
Джон Кейдж (1912 - 1992) - одна из ключевых фигур мировой музыкальной культуры XX века, с творчеством которого связаны кардинальные изменения в представлениях о природе и границах музыкального искусства. Во многих исследованиях отсчет новаций Кейджа ведется начиная с его увлечения в 1940-е годы восточной философией (занятия у Г. Сарабхаи и Д. Судзуки (дзен-буддизм)), а также работой у известного танцовщика и хореографа Мерса Канн ингхэма (Merc -
* Среди подобных - сочинения для яванского, суданского и балийского гамсланов, для гамелана и солирующих европейских инструментов (саксофона, скрипки, виолончели, фортепиано). Среди наиболее ярких произведений, написанных для «мирового оркестра» (скрипка, виола, корейская флейта пири, псалтеряум, арфа, кото, окарина, ансамбль флейт, китайский губной орган ченг, портативный орган, ударные инструменты и американский гамелан) - опера «Юный Цезарь» (1971) - представление для театра кукол.
9 Впоследствии интерес к китайской культуре реализовался у Хэррисона в деятельности Ансамбля китайской музыки (конец 60-х годов), в состав которого входили партнер композитора В. Колвиг. ученик Р. Ди, а также поэт, переводчик китайской поэзии К. Рэксрот.
Cunningham Dance Company /252/ ). Однако понять истоки революционной эстетики Кейджа невозможно, не изучив ранний период творчества композитора. Кейдж не получил систематического консерваторского образования - поначалу его обучение составляли поездки по Европе (Париж, Берлин, Мадрид), где он изучал музыку и архитектуру, затем -непродолжительные занятия с А.Вейссом (композиция) и А.Шенбергом (контрапункт). Основные ориентиры композитора, его индивидуальная эстетика творчества складываются в содружестве с Коуэллом и Хэррисоном. Общие интересы - экзотические музыкальные традиции (Кейдж - один из слушателей курса Коуэлла «Музыкальные культуры мира» в Новой школе социальных ресурсов в Нью-Йорке) и работа с танцевальными студиями, в которых преимущественно звучали оркестры ударных инструментов -определили творческое общение трех композиторов в течение 15 лет (1930 — 40-е годы).
Своеобразие музыкально-художественного мышления композиторов-эксперименталистов было обусловлено спецификой их звукового опыта, главными факторами которого явились: 1) полиэтничность и
полистадиальность американской музыкальной культуры с преобладанием ориентального начала при относительно слабой позиции академической ветви музыкального искусства; 2) интерес к открытиям европейского авангарда первой половины XX века (в частности, футуризма).
Полиэтническое и полистадпальное как факторы музыкально-художественного сознания композиторов-эксперимеиталистов
Этноконфессиопальная пестрота населения США, специфика развития американского общества - неравномерное освоение различных частей страны - привели к образованию нескольких (при отсутствии тяготения к единому центру) историко-культурных регионов - Новая Англия, Юг, Калифорния, Средний Запад и др. По мнению многих исследователей литературы США, регионализм как «специфическая черта национальной