Ви є тут

Камерно-вокальное творчество Дан Икума : В контексте проблемы композитор - фольклор

Автор: 
Жукова Оксана Витальевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275633
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Пути развития японской композиторской музыки во второй половине XX столетия • 17
Глава 11.0 творчестве Дан Икума 61
Глава III. Ранний период: музыкально-языковые закономерности камерно-вокальных сочинений 93
Глава IV. Стилистические черты романсов зрелого периода 124
Глава V. Поздний период: высшее стилистическое единство 170
Заключение 201
Литература 206
Приложения
I. Некоторые черты строения японской традиционной музыки 228
II. Нотные примеры
245
ВВЕДЕНИЕ
Япония — страна, которая органически вошла в современную технологическую цивилизацию со всеми своими древними художественными традициями. В отношении Японии многие исследователи отмечают особый, традиционалистски ориентированный, способ бытования японской культуры, который проявляется в диалектике перевода любой новации в традицию [56; 79; 108; 123; 183]. Не удивительно также, что традиционная японская музыкальная культура сейчас предстаёт перед нами как высокоразвитая система, подразумевающая многообразие жанров (вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных, театральных и др.). И именно традиционная японская музыка наиболее изучена в зарубежном и отечественном .музыкознании [37; 69; 70; 71; 86; 88; 89; 100; 129; 174; 193; 197; 198; 201; 218; 224; 225; 227; 228].
В то же время, Япония — страна, активно приобщившаяся к композиторскому творчеству европейского генезиса. Это произошло сравнительно недавно — после революции Мэйдзи (в конце XIX в.). Именно с этого момента японская молодая композиторская школа стала интенсивно и очень быстро развиваться. В настоящее время она представляет собой вполне сложившуюся высокоразвитую систему. Ее представители успешно творят в самых разных жанрах композиторского творчества, таких, как опера, симфония, сюита, камерная музыка (вокальная и инструментальная), кантатно-ораториапьные жанры и т. д. Лучшие произведения японских композиторов известны далеко за пределами страны, получили широкое международное признание.
В России в последние десятилетия активизируется интерес к японской музыкальной культуре, развиваются культурные связи ме
28
оживление в рамках этих концертных организаций
творческой деятельности японских музыкантов в первый послевоенный период 5. В уже упоминавшемся хронографе японских музыкальных событий отмечается деятельность Тохококёгакудан (Токийский филармонический оркестр—старейший в Японии, организованный в 1925 году), Токиофирухамони (филармония г. Токио, первый концерт состоялся 20 апреля 1948 года под управлением Саито Хи-дэо), Кансайкокёгакудан ( Кансайский филармонический оркестр, образовался 26 апреля 1947 года), Осакафирхамо (филармония г. Осака), Гунмакокёгакудан (симфонический оркестр г. Такасаки префектуры Гунма) [216].
Наряду с концертными филармоническими организациями огромную роль в формировании системы культуры послевоенной Японии играли различные общественные организации и ассоциации. В частности, в 1946 году после роспуска “Общества музыкальной культуры” (9 октября 1945 года) было организовано “Общество современных композиторов Японии” (Нихонгэндайсаккёкукарэнмэй), которое с 1 февраля 1946 было переименовано в Нихонгэндай онгаку-кёкай (“Общество японской современной музыки”). Начало деятельности общества было ознаменовано концертом, который состоялся 1 марта 1947 года, где звучали арии из современных японских опер. 23 ноября 1947 года это общество провело первый концерт из произведений японских композиторов XX века. В дальнейшем Нихонгэндай онгакукёкай играло огромную роль в плане поддержки со-
Гунмакокёгакудан начал давать концерты 10 марта 1946 года. Первый концерт Тохококёгакудан состоялся 14 марта 1947 года, дирижер Уэда Хитоси. Первый концерт Осакфирхамо состоялся 26 апреля 1947 года под управлением Асахина Такаси
29
временного музыкального творчества Японии. В 1946
году возникли еще два музыкальных общества: “Нихопгассёрэнмэй” (“Японское хоровое общество”) и “Соусэкаи” (“Организация вокалистов”) [216].
Вместе с концертной деятельностью, в этот первый послевоенный период активно печатаются материалы, посвященные проблемам музыкального искусства и образования. Так, уже в 1945 году были основаны журналы “Онгакутисики” (“Знание музыки”) и “0л-гакубунка” (“Музыкальная культура”) (см. об этом [216, с. 35]). В следующем 1946 году начал выходить журнал “Филхамони” (“Филармония”), целью которого являлось привлечение внимания самого широкого круга читателей к проблемам академического музыкального искусства. На достаточно высокий уровень активности музыкальной жизни второй половины 1940-х годов указывает и факт проведения различных конкурсов и фестивалей [216]. Так, 3 июня 1946 года состоялся первый после войны в Японии конкурс по композиции. Первая премия была присуждена Ояма Кисмори за вокальное произведение “Синанобёси”, вторая премия — Бэкку Садао за двухчастное произведение для симфонического оркестра. Несмотря на то, что первый из этих композиторов, возможно, не является флагманом японской композиторской школы второй половины XX века, тем не менее роль этих творческих фигур в дальнейшем становлении и развитии названной школы нельзя недооценивать. Кратко охарактеризуем в этой связи творческий облик Бэкку Садао, выдающегося японского композитора, репрезентативный для рассматриваемого периода.
Бэкку Садао ( род. 1922) учился в Токийском университете на факультетах естественных наук и литературы у основоположника группы Синсинкай композитора Икэноути Томодзиро (1906-1991). В