Ви є тут

Немецкий музыкальный театр в Петербурге в первой трети XIX века

Автор: 
Губкина Наталья Валерьевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1999
Кількість сторінок: 
249
Артикул:
1000310504
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Немецкая труппа и ее “социальная биография” 16
§ 1. Частная антреприза Й. Мире - Г. Арресто. 20
§1.1. Первая “эпоха Мире”. 21
§ 1.2. Новый директор - А. Коцебу. 24
§ 1.3. Вторая “эпоха Мире”. 27
§ 1.4. Дирекция Арресто. ...... 38
§ 1.5. Причины краха частной антрепризы. • 40
§ 2. Немецкая труппа и Дирекция императорских театров как ее
главный управляющий. 43
§2.1.0 правилах ангажемента. 43
§ 2.2. Штатное расписание и “звезды” немецкой труппы. 45
§ 2.3. Административное управление и сообщество
артистов. 58
§ 2.3.1. Администрация, ее представители. 59
§ 2.3.2. Профессии “режиссер” и “дирижер”. 61
§ 2.3.3. Социальный статус актеров. 78
§ 3. Немецкая труппа и музыкально-театральная жизнь
российской столицы. 82
ГЛАВА 2. Немецкий театр и его репертуар. 87
§ 1. Репертуарная политика. Функционирование репертуара
немецкой труппы. 91
§ 2. О генезисе и жанровой специфике репертуара Немецкого
театра. 96
§ 3.1. Французская и итальянская опера на немецкой сцене. 97
§ 3.2. Российский репертуар на немецкой сцене. 107
§ 3.3. Австро-немецкая театральная традиция на
петербургской немецкой сцене. 109
§ 3. Немецкий театр и его публика. 139
3
ГЛАВА 3. “Днепровская Русалка” как образец театральной
“переделки с немецкого”. 143
§ 1. К проблеме феномена переделки 146
§ 2. О сценической судьбе “Днепровской русалки” 150
§ 3. Типы переделок “Русалки”. 159
§ 4. “Das Donauweibchen” как объект литературной переделки 161
§ 5. “Das Donauweibchen” как объект музыкальной переделки 172
§ 6. Русская опера - “Леста, Днепровская Русалка” 176
§ 6.1. Европейские аналоги “Лесты” 176
§ 6.2. О композиционной модели российского
“бестселлера” 184
§ 6.3. О новациях композитора С. Давыдова. 189
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 218
ПРИМЕЧАНИЯ 221
СИГЛЫ БИБЛИОТЕК, АРХИВОВ и ИНСТИТУТОВ 247
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 247
ПРИЛОЖЕНИЯ 250
Приложение 1. Музыкальный репертуар Немецкого театра в
Петербурге в 1799-1830 гг. (сводная таблица) 251
а) Пояснительная записка 251
б) Список сокращений для репертуарной таблицы 253
в) Сводная таблица 255
г) Примечания к таблице 343
д) Список музыкального репертуара петербургского Немецкого театра в 1799-1830 гг. (в порядке
русского алфавита) 349
Приложение 2. Биографические данные об артистах немецкой
труппы 354
Приложение 3. Нотные примеры 370
Приложение 4. Иллюстрации 417
РУКОПИСНЫЕ и ПЕЧАТНЫЕ ИСТОЧНИКИ 447
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ 464
46
называемый Штат немецкой труппы при ДИТ был утвержден 28 декабря 1809 г. [КР РИИИ, 44, 1, 136: 318-321] и, что примечательно, составлен по числу уже состоявших в службе ДИТ актеров и певцов. По сути, он представлял собой не штатное расписание как таковое, но список актеров и акірис с указанием их ежегодных окладов, согласно которому и была определена общая сумма, ежегодно отпускаемая на немецкую труппу. Она составляла 41070 рублей. В данном списке разделения на оперную и драматическую части не существовало, как не существоваю и обозначения амплуа актеров. Лишь 24 августа 1812г. императором Александром 1 был утвержден составленный Главным директором Театральных зрелищ Нарышкиным, Штат немецкой труппы ” (штатное распределение амплуа с указанием окладов), по которому на содержание немецкой труппы отводилось ежегодно 62000 рублей [РГИА, 497, 1, 1124: Штаг немецкой труппы]. С этого момента прием артистов на службу в немецкую труппу регламентировался вакансиями в штатном расписании.
Новое штатное расписание подразумевало некое официальное разделение на драматическую и оперную труппы. В первой из них было 19 окладов, соответствовавших 21 штатной единице.68 Оперная же труппа включала 13 амплуа, на которые было отпущено только лишь 7 денежных окладов 69 Подобное несовпадение числа штатных и реальных артистов объяснялось тем, что некоторые оперные амплуа не предполагали специального (реального) жалованья, поскольку назначенные на них певцы параллельно также играли в драме и значились на драматическом амплуа, получая за все - один оклад. Таким образом, в новом штатном расписании сохранялся старый принцип так называемого смешанного амплуа.70 А из интересующего нас оперного состава в Штате 1812 г. фактически было только лишь шесть собственно оперных "единиц'’: 2 тенора, 3 баса (партии "серьезного”, "первого” и "второго” басов) и амплуа "первых певиц”.
В более позднем "Штатном положении немецкой труппы”, утвержденном И.П.Кутайсовым 31 декабря 1828 г., штат оперных артистов был значительно расширен и к шести вышеназванным оперным амплуа были добавлены партии "баритона”, "молодых певиц”, "вторых певиц” и "певиц для героинь” [РГИА, 497, 1, 3846: 2-3]. И все же, несмотря на все более отчетливое деление исполнителей на оперных и драматических, "смешанное” амплуа еще длительное время оставалось в немецкой труппе обычным явлением.
К концу третьего десятилетия XIX века штат и репертуар петербургского Немецкого театра расширялись, его статус в культурной жизни российской столицы упрочивался, а на его
47
содержание Дирекция императорских театров выделяла все большие и большие суммы. Гак в 1828 г. на немецкую труппу казной отпускалось уже 97500 рублей. Престиж каждого артиста во многом зависел от его амплуа и оценивался суммой его оклада. Например, по драматической части самым высокооплачиваемым было амплуа “первых женских ролей” (8000 руб.), затем шли “первые мужские роли”, амплуа “комических стариков”, “молодых любовниц” (4000 руб.), далее “вторые мужские роли”, “молодых любовников”, “молодых комиков”, “благородных матерей” (3000 руб.), а также “слуг” и “старух” (2600 руб.), “крестьян” (2000 руб.), “интригантов”(!) и “вторых матерей” (1500 руб.), “вторых стариков” (1200 руб.). Еще более низкие оклады были у артистов, выступавших в амплуа “приличия”, “молодых аксессуар”, “вторых комических матерей” (1000 руб.), “вторых слуг” (900 руб.). Драматическому режиссеру из числа актеров обычно причиталась доплата 500 руб. и казенный бенефис.
По оперной части наиболее дорогостоящими для ДИТ были амплуа “первого тенора” (8000 руб.), также “первых певиц” и “молодых певиц” (5000 руб.). Достаточно высокие оклады были у “второго тенора”, “первого баса” и у “певицы для героинь” (4000 руб.), затем шли “бас-буффо”, “баритон” (3000 руб.), “вторая певица” (2500 руб.), “второй бас”, амплуа “первых крестьянок” (2000 руб.) и “вторых крестьянок” (1000 руб.). За оперную режиссуру (например, Цилиаксу в 1828 г.) сверх оклада певца доплачиваюсь еще 1000 руб. (не считая казенного бенефиса). Суфлер в опере имел оклад 1500 рублей [Там же].
Реальное жалованье актеров и певцов немецкой труппы далеко не всегда отвечало штатному расписанию, поскольку ДИТ, оценивая чьи-то способности, могла найти их не соответствующим установленной сумме и либо занижала оклад, либо (в целях удержания того или иного замечательного артиста) шла на уступки высоким требованиям знаменитостей.
Так, например, по спискам 1828 г. “первый тенор” Э.Шварц, вместо положенных 8000 руб. имел только лишь 6000 руб., зато “второй бас” Р.Функ вместо 2000 имел 3500 руб., а знаменитый Бардов, режиссер и актер первых ролей, получал не 4000 “штатных”, но 7000 “реальных” руб. как актер и 500 руб. за режиссуру. Дарования актрис К.Горциан (“первые женские роли”) и М.Гебгард (“благородных матерей”), несмотря на разницу в штатном расписании, были уравнены, и обе получали по 5000 руб. в год.
Характерно, что списки труппы за разные годы далеко не всегда отражали истинное положение дел, поскольку в них были внесены