Ви є тут

Гонги в музыкальной культуре

Автор: 
Евсеев Юрий Юрьевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
249
Артикул:
172558
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ..........................................................3
ЧАСТЬ I ГОНГ —РЕЛИКТОВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
НАРОДОВ АЗИИ.....................................................16
Глава 1 Из истории гонгов и распространения гонговой музыки в странах
Азии.............................................................16
§1.0 происхождении гонгов........................................18
§ 2. Особенности изготовления и звучания гонгов..................23
§ 3. Роль гонгов и гонговой культуры в религиозной, государственной и
общественной жизни азиатских народов.............................28
Глава 2 Опыт классификации гонгов................................38
§ 1. Дифференциация видов гонгов по конструктивным признакам.....38
§ 2. Различия тесситуры гонгов и способов звукообразования
как классификационные факторы....................................48
ЧАСТЬ 11 ГОНГИ В РАЗЛИЧНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУРАХ 64
Глава 1 Гонги в ансамблях народов Азии...........................64
Глава 2 Место и роль там-тамов и гонгов в европейском оперносимфоническом оркестре...........................................91
§ 1. К истории использования там-тама в европейском оркестре.....91
§ 2. О соотношении терминов «там-там» и «гонг»...................97
§ 3. О специфике использования там-тамов и гонгов в оркестре....100
Глава 3 Художественные функции там-тама и гонга в оперной и
симфонической музыке............................................118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................144
ЛИТЕРАТУРА......................................................148
ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................168
1. Иллюстрации..................................................168
2. Нотное приложение..........................................225
з
Не для ушей: звон, как глубочайший слух, слушающих нас слушающий. Взрыв пространства, миров разлет, рождения их чертог, кипенья тяжелого тигль,
растворивший богов — гонг! Сумма молчания, чтоб себе рассказать себя, впадения в себя крик того, кто в себе нем, замерший всплеск, звезд возвращение ввысь — гонг!
Утратой рожденная, та, которую не забыть, праздник, что стал далек, хмель на незримых устах, из-под земли гул, странника взгляд вдаль, дверь распахнулась в ночь. Гонг.
Райнер Мария Рильке
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях глобальной интеграции национальных, культурных, художественных, музыкальных традиций в единой мировой культуре возрастает значение исследования отечественной наукой — музыкознанием, этнографией, культурологией тех явлений, которые, довольно давно проникнув в европейский музыкально-художественный обиход, до настоящего времени остаются мало изученными.
Среди таких явлений одно из наименее исследованных — гонг и игра на гонгах, широко распространенное в культуре народов Юго-Восточной Азии и еще с конца XVIII века вошедшее в оркестровую практику исполнения сочинений композиторов многих стран, в том числе и отечественных авторов.
Гонг, как известно, представляет собой изготовленный из бронзы и имеющий форму круглого диска ударный инструмент, который ныне прочно
23
§ 2. Особенности изготовления и звучания гонгов
Технология изготовления гонгов с давних пор была закрытой информацией, вокруг которой сложено множество легенд. Действительно, процессы изготовления гонгов (как и уникальных китайских мечей), передавались изустно из поколения в поколение, считаясь не просто семейными, но и государственными секретами, потому что на Дальнем Востоке главным связующим звеном между человеком и божеством являлись гонги и колокола. Следовательно, владение технологией производства гонгов означало, в сущности, владение неким секретным шифром, который открывал доступ в потусторонний мир. Однако в наши дни вполне можно определить состав того сплава, из которого сделан любой древний инструмент, в том числе и гонг, ибо современный уровень науки позволяет измерить соотношение компонентов любого сплава в лабораторных условиях.
Состав бронзового сплава с момента своего изобретения постоянно совершенствовался — соотношение химических элементов в нем на протяжении истории было различным в зависимости от назначения предмета, изготовленного из бронзы. Известно, что древние греки использовали мягкую бронзу для производства мечей (87.5 % меди к 12.5 % олова), а колокольная бронза у них соответствовала китайскому сплаву (75 % меди к 25 % олова). Наиболее же любопытным фактом является включение частиц метеоритов в состав самых древних священных гонгов [191].
Некоторые исследователи отмечают, что содержание серебра в колоколах и гонгах составляет лишь незначительную примесь, которая не влияет на звучание инструментов. Сплав меди с оловом в правильной пропорции способен обеспечить гонгу все необходимые физические и акустические свойства, т. е. звучность, достаточную твердость и прочность (противодействие разрыву). В изломе он мелкозернист (желтовато-серого цвета), легкоплавок и хрупок. Однако в состав современного сплава для производства гонгов вхо-
24
дят также серебро и никель, что позволяет увеличивать количество звуковых оттенков, а также делает звук инструмента более мягким и теплым. Некоторое количество фосфора в сплаве также благоприятно отражается на звучании гонга.
Латунь — другой медный сплав, в котором вместо олова используется цинк. Латунь более пластична, что облегчает процесс производства инструментов, однако этот материал негативно сказывается на качестве звука инструментов. Поэтому латунь используется, как правило, для изготовления недорогих гонгов, ибо цинк, входящий в состав лагуни, уменьшает резонанс гонга, но в то же время добавляет к его тембру глубокие «темные» тона. Самым сложным из всех существующих считается тибетский сплав. Тибетские колокола и гонги обычно изготавливаются из сплава семи основных металлов: железа, меди, олова, серебра, свинца, золота и цинка. Согласно взглядов тибетских монахов, звук гонга, изготовленного из этого сплава, обладает лечебными свойствами [90].
Особая звучность гонгов достигается благодаря быстрому охлаждению (закалке) сплава и его продолжительной проковке. Когда сплав охлаждается, он становится чрезвычайно хрупким. Однако, если гонг, раскаленный до вишнево-красного свечения, внезапно охладить, сплав становится мягким [191]. В таком виде ему можно придавать самые разнообразные формы, ковать и обрабатывать на токарном станке. После этого почти готовый гонг можно закаливать, нагревая и медленно охлаждая. Такое поведение бронзового сплава прямо противоположно поведению стали при ковке и закалке. По этой причине данный метод долго оставался тайной — до того, как в Европе его обнаружил Жан Пьер Джозеф Д’Аркет в начале XIX столетия. Тогда же был установлен и состав бронзового сплава, применяемого для изготовления гонгов: медь — 76.52 %; олово — 22.43 %; свинец — 0.26 %; цинк — 0.23 %; железо — 0.81 % [190]. Гонги, произведенные из такого сплава, могли обладать всеми качествами и тембром инструментов, изготовленных в Китае. Од-