Ви є тут

Семантика лирической интонации в музыке А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна

Автор: 
Царенко Ирина Николаевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
132
Артикул:
134020
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление.
Введение
Глава I. Музыка композиторов нововенской школы: между «антиромантизмом» и «атональностью»
§ 1. Метаморфозы лирической интонации в «антиромантическом мятеже» XX века § 2. Программы, сюжеты, тексты и жанры произведений композиторов нововенской школы § 3. Новации в сфере звуковысотной организации в начале XX века
Глава II. Семантизация лирических интонаций в музыке композигоров-нововенцев § 1. Типичные лирические интонации в условиях новой системы звуковысотной организации § 2. Семантизация мотивов, обусловленных новыми звукоотношениями .
§ 3. Приемы звукописи в процессе семантизации музыкального языка композиторов-нововенцев Заключение
Литература Приложение № 1 Нотное приложение
Введение,
Понятие «интонация» прочно закрепилось и в работах по музыковедению, и в исполнительской практике, и в повседневном музыкантском обиходе. Оно, конечно, достаточно метафорично, но вместе с тем и емко. С одной стороны, понятие «интонация» позволяет фиксировать в конкретной формулировке определенные звуковые конфигурации, являющиеся структурами музыкального языка - например, «интонация вздоха», «интонация фанфары», «интонация вопроса». С другой - специфическую исполнительскую интонацию, создаваемую за счет тембровой дифференциации музыкальной ткани, темповых колебаний, манеры интонирования и т. д. Широкий диапазон интерпретаций этого определения (лексема, этема, фигура, интонационная формула, интонационная константа, семантема, знак, интонационный архетип) нацеливает наблюдение на анализ единиц музыкального языка в семантической проекции. Такого подхода крайне недостает науке в изучении феномена «нововенской школы», представленной именами Шенберга, Берга, Веберна.
Изучение техники - это рассмотрение средств языка, отдельных элементов музыкальной ткани (звуковысотного контура, гармонии, ритма, фактуры и др.). Эти средства не являются семантически нейтральными, но они и не идентичны структурной единице музыкального языка, которую в нашей работе мы обозначаем как «интонацию». Выбор именно этого понятия обусловлен его смысловой насыщенностью и широким распространением в музыковедческой практике. Кроме того, в отечественном музыковедении сложилась определенная традиция отождествления функций интонации и знака. В подтверждение сошлемся на высказывания видных исследователей:
«В музыкальной, как и в словесной речи, мысли состоят из ряда
отдельных слов и каждое слово в данной мысли точно выражает свое
3
ГЛАВА I
Музыка композиторов иововенской школы: между «антиромантизмом» и «атональностью»
§ 1. Метаморфозы лирической интонации в «анз «романтическом мятеже» XX века
Первая мировая война открыла новую эру в истории человечества - «кровавый» XX век. Новая эпоха принесла с собой не только богатейшие научные открытия и технические изобретения, видоизменившие внешнее лицо мира, но и неведомые ранее истории человечества кровопролитные революции, разрушительные войны, массовое уничтожение людей в лагерях, беспощадные диктатуры. Девальвируется чувство ценности человека, провозглашенное во времена Ренессанса и достигшее своего апогея в XIX - начале XX столетия.
Социальные катаклизмы повергли человека в состояние ужаса, безнадежности, неизбывного страха, затерянности и полной беззащитности. Такие общественные потрясения обычно ведут к падению тех художественных установок, которые держатся лишь силой традиций. Они не могли не привести к потрясению основ европейского сознания, к грандиозному интонационному кризису. После всего этого невозможно возвращение к художественному мировоззрению прошлого, даже недавнего, чьи эстетические идеалы уже воспринимались как безнадежно далекая сказка.
Искусство обладает уникальным свойством преломлять дух эпохи в свойственных ему одному формах. Нередко оно предчувствует приближение общественного перелома до того (подчас задолго до того), как внешние события запечатлеют летописцы. Музыка в этом отношении -чуткий организм. Машины вошли не только в жизнь, но и в музыку, воплотившись в образах механического, неживого, подчас враждебного
16
человеку начала. И даже если в музыкальном произведении речь идет о любви, основное внимание художника концентрируется именно на отклонениях от естественного, на тех обстоятельствах, которые ставят человека в пограничную ситуацию.
Прощание с эпохой гуманизма, тоска по уходящему миру слышатся уже в симфониях Малера, который завершил свой жизненный путь до первой мировой войны. В этот период Альбан Берг создал в опере «Воццек» образ «маленького человека», униженного и задавленного «сильными мира сего». Он предвосхитил то жестокое презрение к слабым и незащищенным, которое стало идейной платформой тотальной тирании.
Многие явления в музыкальном искусстве первых десятилетий XX века объясняются реакцией на «вычурный и давно изживший себя романтизм» (21, с. 40). Полемика с романтическими идеями определила перестройку интересов, характерную для многих художников 20-х годов, от Скрябина к Прокофьеву, Стравинскому, Шенбергу, Хиндемиту, композиторам «Шестерки». Смысл этой эстетической переориентации сводился к ситуации антитезы определяющим критериям романтического стиля.
Поиск закономерностей, способных определить облик «новой музыки», «музыки будущего» - вот главная цель выдающихся художников начала столетия. Несмотря на несходство результатов, увенчавших творческий путь Стравинского, Шенберга, Хиндемита, Берга, Веберна, Прокофьева, Бартока, все они выросли из одного «корня». «Неоклассицизм» Стравинского, Прокофьева, Хиндемита, «неофольклоризм» Бартока, додекафония Шенберга - все это различные проявления одной и той же тенденции, которая состояла в отрицании эстетики романтического искусства.
Антиромантические декларации нововенской школы, откровенное
противопоставление их музыки традициям предшествующего века - до-
17